Приговор Иволгинского р-го суда РБ от 03 мая 2011 г. в отн-нии Бардаханова О.В. оставить без изм., а его к.ж. - без удовл.



---

             Верховный СудРеспублики БурятияКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                                 23 июня 2011 года

           Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего: судьи Кирилловой А.А.

судей: Пронина В.Н., Пирмаева Е.Н.

при секретаре: Ивановой Е.Ю.

рассмотрела в судебном заседании от 23 июня 2011 года кассационную жалобу осуждённого Бардаханова О.В. на приговор Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 03 мая 2011 г., которым      

Бардаханов О.В., родившийся ---, ранее не судимый.

- осуждён по ч.3 ст. 30 - ч.1 ст. 105 УК РФ к 7 годам лишения свободы лишения свободы, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Кирилловой А.А., объяснение осуждённого Бардаханова О.В., адвоката Глейзер В.В., поддержавших доводы жалобы осуждённого, мнение прокурора Болтарёвой И.Б., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приговором суда Бардаханов О.В. признан виновным в совершении --- около --- часов в доме ----, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений в связи с отказом гр. Д. продолжать совместное проживание, - покушения на убийство последней. Реализуя свой умысел на убийство, Бардаханов О.В. нанёс гр. Д. ножом не менее 3 ударов в область жизненно-важных органов - грудную клетку, а также не менее 4 ударов по верхним и нижним конечностям, причинив две проникающие колото-резаные ранения грудной клетки слева с повреждением сердца, осложнённые гемоперикардом, гемопневмотораксом, расценивающиеся как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью человека, по признаку опасности для жизни, а также колото-резаную рану грудной клетки, колото-резаные раны верхней трети левого предплечья, в области локтевого сустава, колотую рану в средней трети левой голени, расценивающиеся как повреждения, причинившие лёгкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства до 21 дня. Преступный умысел Бардаханова О.В. не был доведён до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку потерпевшей была оказана квалифицированная медицинская помощь.

Преступление совершено при обстоятельствах, подробно изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

В судебном заседании осуждённый Бардаханов О.В. вину признал частично.

В кассационной жалобе осуждённый Бардаханов О.В. ссылается на то, что он ранее получил травмы головы при ДТП и при падении с лошади, у него имеется психическое расстройство (эпилепсия), которая прогрессирует и носит приступообразный характер. В связи с чем, полагает, что у него на момент совершения преступления могло быть кратковременное психическое расстройство в виде патологического алкогольного опьянения (алкогольный параноид, психоз, галлюциноз), т.к. в тот момент он находился в алкогольном опьянении, что вызвало у него галлюцинации. Обращает внимание на то, что мотивом совершения преступления явилось оскорбление, высказанное потерпевшей, в связи с чем, у него возник патологический алкогольный психоз. Считает, что судебно-психиатрическая экспертиза проведена поверхностно, поскольку экспертами в обоснование своих выводов об отсутствии временных расстройств психической деятельности не приведены конкретные обстоятельства из материалов дела. Просит отменить приговор и провести повторную судебно-психиатрическую экспертизу в условиях стационара.

В возражении на кассационную жалобу государственный обвинитель Цыренова Ч. Б. и потерпевшая гр. Д. просят приговор оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы осуждённого и возражения государственного обвинителя Цыреновой Ч.Б., потерпевшей гр. Д., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения приговора суда.

Виновность осуждённого Бардаханова О.В. в совершении инкриминируемого деяния подтверждается показаниями самого Бардаханова О.В., из которых следует, что в ходе ссоры с гр. Д., после того как она его оскорбила, он пошёл на кухню и, увидев на столе кухонный нож, взял его, подошёл к гр. Д. и ткнул её ножом. После первого удара он смутно помнит происходившее далее, он махал ножом, а она уворачивалась. Кроме того, вина Бардаханова О.В. подтверждается показаниями потерпевшей гр. Д. о том, что в ходе ссоры с Бардахановым О.В., он ударил её ножом, в ответ она рефлекторно его ударила и толкнула, Бардаханов О.В. встал и продолжал наносить ей удары, она подставляла руки и ноги, защищаясь от ударов, а также вина подтверждается протоколом осмотра места происшествия, заключением судебно-медицинской экспертизы о времени, характере и локализации причинённых телесных повреждений, протоколом очной ставки между потерпевшей гр. Д. и Бардахановым О.В. и другими доказательствами.

Нанесение осуждённым с достаточной силой множественных ударов ножом, в том числе три из которых - в область жизненно-важных органов - грудную клетку, с повреждением сердца, а также его высказывание потерпевшей, что она никому не достанется и что он её «добъёт», - свидетельствуют о наличии у него прямого умысла на убийство гр. Д..

Доводы Бардаханова О.В. о его нахождении в момент совершения преступления в состоянии патологического опьянения - материалами дела не подтверждаются. Так, осуждённый Бардаханов О.В. как в ходе предварительного следствия, так и в суде давал подробные показания об обстоятельствах совершённого им преступления. Кроме того, как видно из заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы (л.д.51-53) из беседы с подэкспертным Бардахановым О.В. известно, что действия его были осознанными, целенаправленными, последовательными и вполне целесообразными и мотивосообразными; Бардаханов О.В. обнаруживает признаки эмоционально-неустойчивого и истерического расстройства личности на органически неполноценной почве (повторные черепно-мозговые травмы) с эписиндромом, с приступами с потерей сознания, однако степень имеющихся у Бардаханова О.В. психических изменений выражена не столь значительно и не лишала его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в период совершения инкриминируемого ему деяния.

Указанная амбулаторная судебная психолого-психиатрическая экспертиза проведена, в том числе с использованием и анализа материалов уголовного дела, метода наблюдения в процессе исследования, клинического интервью, направленной беседы с подэкспертным и т.д. В связи с чем, доводы осуждённого о поверхностном исследовании являются необоснованными.

Оснований не доверять выводам судебной психолого-психиатрической экспертизы и для назначения повторной экспертизы - не имеется.

Оценив доказательства в их совокупности, суд обоснованно пришёл к выводу о доказанности вины Бардаханова О.В. и правильно квалифицировал его действия по ч.3 ст. 30 - ч.1 ст.105 УК РФ как покушение на убийство, т.е. совершение умышленных действий, непосредственно направленных на умышленное причинение смерти другому человеку, если при этом преступление не было доведено до конца, по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Мера наказания Бардаханова О.В. назначена в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ, соразмерно содеянному, с учётом характера и степени общественной опасности совершённого преступления, конкретных обстоятельств дела, смягчающих наказание обстоятельств и данных о его личности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.373, 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Иволгинского районного суда от 03 мая 2011г. в отношении Бардаханова О.В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: