постановлением Президиума ВС РБ от 21.10.2011 г. надзорное представление прокурора РБ удовлетворено, дело направлено на новое кассационное рассмотрение



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Улан-Удэ                21 октября 2011 г.

Президиум Верховного суда Республики Бурятия в составе:

Председательствующего: Кирилловой А.А.

членов Президиума: Сокольниковой Н.А., Ходошкиновой Э.А., Мурзиной Е.А., Шагдаровой Т.А.

при секретаре Баторовой Д.А.

рассмотрел по докладу судьи Верховного суда Республики Бурятия Урмаевой Т.А. дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район» об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по надзорному представлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2011 года, которым постановлено:

решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 14 апреля 2011 года по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район» об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств отменить.

Принять новое решение, которым исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

Надзорное представление с делом передано в Президиум Верховного суда Республики Бурятия для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции определением судьи Верховного суда Республики Бурятия Урмаевой Т.А.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Бурятия Урмаевой Т.А., выслушав пояснения представителя Администрации МО «Тарбагатайский район» Гуршумовой А.А., заместителя прокурора Республики Бурятия Ковалевой Г.Н., Президиум

        У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия обратился в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район», в котором просил обязать принять меры по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Тарбагатайского района Республики Бурятия.

Заявленные требования мотивированы тем, что ответчик является собственником указанного объекта транспортной инфраструктуры на основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 11 ноября 2005 года №357 «О передаче на безвозмездной основе в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия имущества государственной собственности Республики Бурятия в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия» и в силу требований ст.4 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ обязан как собственник обеспечить транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Представитель Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» Гуршумова А.А. с заявлением прокурора не согласилась ссылаясь на невозможность исполнения его требований по разработке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, поскольку в соответствии со ст.ст.5, 9 ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности на основании методик проведения оценки уязвимости и по результатам проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Однако, на территории Республики Бурятия указанные организации и методики, утвержденные в соответствии с законодательными и нормативными актами отсутствуют.

Решением Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 14 апреля 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2011 года решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора.

В надзорном представлении Прокурор Республики Бурятия ставит вопрос об отмене кассационного определения Верховного суда Республики Бурятия с оставлением решения суда первой инстанции без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в надзорном представлении, выслушав объяснения представителя Администрации МО «Тарбагатайский район» Гуршумовой А.А., Президиум находит надзорное представление подлежащей удовлетворению, а кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2011 года - подлежащим отмене.

В соответствии со ст.387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В надзорном представлении Прокурор Республики Бурятия указывает на то, что судом кассационной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, не изложены основания для отмены решения, предусмотренные ст.362 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в нарушение требований ФЗ «О транспортной безопасности» органом местного самоуправления МО «Тарбагатайский район», являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение районного суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, указал на то, что судом не учтена очередность действий, установленная ФЗ «О транспортной безопасности», в связи с чем на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Судом кассационной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения требований процессуального закона.

В силу требований ч.2 ст.366 Гражданского процессуального кодекса РФ в кассационном определении в числе иных указаний, перечисленных в данной норме закона, должны содержаться выводы суда по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

Согласно ст.361 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

По смыслу данной нормы процессуального закона новое решение, принятое по делу судом кассационной инстанции, должно отвечать требованиям Гражданского процессуального кодекса РФ к решению суда первой инстанции.

Признав, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства, с учетом которых суд пришел к выводу об удовлетворении иска, суд кассационной инстанции исходил из невозможности исполнения ответчиком заявленных прокурором требований в связи с отсутствием проведенного категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценки уязвимости.

Однако, такой вывод является неверным, поскольку, кассационная инстанция не учла при этом, что ссылка на указанные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения возложенной законом обязанности, предусмотренной ст.4 ФЗ «О транспортной безопасности».

В соответствии с требованиями названной нормы закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.

Кроме того, в нарушение требований п.6 ч.2 ст.366 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции в принятом по делу кассационном определении ничем не мотивировал свои выводы и не привел конкретную норму закона, на которой основывает свои доводы.

Суд кассационной инстанции при разрешении дела исходил лишь из возражений представителя ответчика со ссылкой на письмо ООО «ЭЛИКОМ» и обращение Федерального дорожного агентства Минтранса РФ к субъектам транспортной инфраструктуры, которые не являются нормативно-правовыми актами и не служат достаточными основаниями для освобождения МО «Тарбагатайский район» от исполнения обязанности, предусмотренной законом.

Таким образом, судом кассационной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуального закона, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере транспортной безопасности.

С учетом изложенного определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2011года нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявшим на исход дела, и подлежит отмене с направлением гражданского дела на новое кассационное рассмотрение.

При новом кассационном рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и вынести судебное постановление, отвечающее требованию закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум

П О С Т А Н О В И Л:

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2011 года отменить и направить гражданское дело по искупрокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район» об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на новое кассационное рассмотрение в ином составе суда.

Председательствующий:           А.А. Кириллова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200