Жилищные споры



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Рабдаева Н.Г.

Дело № 33- 1800 поступило //.//.//. года.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

Председательствующего Кротовой Л.М.,

судей Хаыковой И.К., Булгытовой С.В.

при секретаре Богайниковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании г. Улан-удэ 26 июля 2010 г.

кассационную жалобу представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Лисовой А.А., действующей на основании доверенности на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 мая 2010 года

которым постановлено:

Признать действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не включению Шаповаловой В.Н. в члены семьи получателя жилищного сертификата Шаповалова И.А., незаконными.

Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплеса Республики Бурятия выплатить Шаповаловой В.Н. жилищную субсидию в размере //// рублей.

Заслушав доклад судьи Кротовой Л.М., выслушав пояснения представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Лисовой А.А., действующей на основании доверенности, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Обращаясь в суд, Шаповалова В.Н. просила признать действия Администрации МО «Северобайкальский район», Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплеса Республики Бурятия по не включению ее в члены семьи получателя Шаповалова И.А. жилищного сертификата незаконными. Просила обязать ответчиков выплатить субсидию в размере //// руб., ссылаясь на то, что с 1997 года ее семья стояла в очереди на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера в категории «////». 24.04.2008г. был выдан жилищный сертификат на двух членов семьи мужа и сына, при этом ее исключили. Считает, что у Администрации района не было оснований для не включения ее в состав семьи получателя жилищного сертификата.

В судебном заседании представитель истца Шаповалов А.И. исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации МО «Северобайкальский район» П.Ж. Стяжкин иском не согласился и пояснил, что они не выдают жилищные сертификаты, а только формируют и направляют документы на получение жилищного сертификата гражданами, выезжающими с местности приравненной к районам Крайнего Севера. Каким образом получилось, что мать ребенка не была включена в члены семьи, не может пояснить. Считает, что Администрации МО «Северобайкальский район» не является надлежащим ответчиком.

Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Лисова А.А. допрошенная по судебному поручению в судебном заседании 13.04.2010г. с иском не согласилась и пояснила, что истец была зарегистрирована по ...,,, а Шаповалов А.И. и Шаповалов И.А. проживали и были зарегистрированы по другому адресу: ////. Поэтому Шаповалова В.Н. обосновано не была включена в члены семьи.

В судебном заседании представитель третьего лица глава МО СП «п. Кичера» Голикова Н. Д. пояснила, что не включением истца в члены семьи получателя жилищного сертификата нарушаются ее права.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Лисова А.А., действующая на основании доверенности просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, не применение судом закона подлежащего применению.

Cудебная коллегия, выслушав пояснения представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Лисовой А.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельства дела.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 5 пп «з» Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждан указанные в пункте «з» Правил, граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;

Как следует из материалов дела, Шаповалов И.А. являясь инвалидом, является получателем жилищного сертификата согласно п.п. «з» п.5 Правил.

Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому граждане, указанные в подп. "з" п. 5 Правил предоставляют следующие документы:

- выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;

- документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;

- выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

- справку органов государственной службы медико-социальной экспертизы ////

- справку органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;

- копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

При этом копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника (п. 20 Правил).

Согласно п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408)

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил;

и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

Судом первой инстанции было установлено, что Шаповалов И.А. все необходимые документы, указанные в Правилах предоставил.

В подтверждение родственных отношений Шаповаловым И.А. было представлено свидетельство о рождении, свидетельство о браке родителей, справка о составе семьи, выданная поссоветом ..., в которой указано, что все члены семьи проживают по адресу ...,,,

Указанный факт подтвердила в судебном заседании глава МО СП «п. //// Голикова Н. Д.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая требования истца по существу, правомерно пришел к выводу, что у Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не было оснований для исключения из членов семьи получателя сертификата Шаповалова И.А. его матери Шаповаловой В.Н. Регистрация Шаповаловой В.Н. по адресу: ...... а Шаповалова И.А., Шаповалова А.И. по адресу: ..., не свидетельствует о том, что мать не проживала с сыном. Напротив вся семья фактически проживала по адресу: ..., ////, то есть по месту регистрации Шаповаловой В.Н.

На момент рассмотрения настоящего спора решением Северобайкальского городского суда Шаповалова В.Н. признана утратившей право на жилое помещение по адресу //// (данный факт не оспаривался ответчиком), то есть на момент разрешения настоящего спора, Шаповалова В.Н. не имела какого-либо жилья.

Учитывая изложенное, доводы жалобы в этой части нельзя признать обоснованными, поэтому они не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п. 21, п.22, п. 23 Правил обязанность по организации работы по проверке документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил возложена на органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, все необходимые документы для получения субсидии Шаповаловым И.А. были представлены в органы местного самоуправления, возвращены не были. Оснований полагать, что не включение Шаповаловй В.Н. в члены семьи получателя сертификата Шаповалова А.И. произошло по причине невыполнения им требований Правил, не имеется. Поэтому довод жалобы о том, что Законом, Правилами не предусмотрен перерасчет субсидии после получения сертификата, также не может быть принят во внимание.

Довод жалобы о том, что Шаповалова В.Н. не обладает самостоятельным правом на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, является несостоятельным.

Шаповалова В.Н. не заявляла самостоятельных или дополнительных требований на получение сертификата, а обратилась в суд с требованием о восстановлении права на субсидию нарушенного при расчете субсидии в 2008 г.

Таким образом, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что суд, верно, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оснований для признания вывода суда ошибочным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

о п р е д е л и л а :

Решение Северобайкалького городского суда Республики Бурятия от 21 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.М. Кротова.

Судьи: С.В. Булгытова.

И.К. Хаыкова.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200