иск о признании действий Республиканского агентства по делам семьи и детей незаконными



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Урбашкиева Э.К.

Дело ... - ... поступило ... г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Шагдаровой Т.А., судей Базарова В.Н., Урмаевой Т.А., при секретаре Кирилловой Т.В., рассмотрела в судебном заседании в г. Улан-Удэ 11 августа 2010г. дело по кассационной жалобе Козловой А.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 июля 2010г., которым постановлено:

В удовлетворении заявления Козловой А.А. о признании действий Республиканского агентства по делам семьи и детей незаконными и возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение жилого помещения, исходя из показателя средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по городской местности, отказать.

Заслушав доклад судьи Урмаевой Т.А., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Козлова А.А. обратилась в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что средства на приобретение жилого помещения должны быть выплачены в размере, исходя из стоимости жилья в г. Улан-Удэ, поскольку на учет нуждающихся в жилых помещениях она вставала в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, где проживает 9 лет, детский дом и другие социальные учреждения ее на учет не ставили.

В судебном заседании заявитель Козлова А.А. свои требования поддержала, пояснила, что по окончании профессионального лицея ... ... в 2004г. трудоустроилась в ЗАО ..., проживала прописавшись в общежитии ЗАО ..., в 2007г. была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ. В последующем вышла замуж, родила сына, все это время проживала и проживает в настоящее время в г. Улан-Удэ. Просила суд признать действия Республиканского агентства по делам семьи и детей по выделению средств в размере, исходя из нормы сельской местности, незаконными и обязать выделить ей средства в размере, исходя из нормы городской местности.

Ответчик в лице представителя Французовой Л.И., действующей на основании доверенности от 11 января 2010г., с требованиями Козловой А.А. не согласилась, сославшись на Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005г. № 102, в соответствии с которым выделение средств на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, осуществляется по месту выявления ребенка с указанным статусом. Понятие места выявления определяется нормами главы 18 Семейного кодекса РФ. Козлова А.А. была выявлена как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в Кабанском районе и органами опеки и попечительства этого района была первично устроена в детский дом, заявительница родом из Кабанского района.

Действия Республиканского агентства по делам семьи и детей по выплате денежных средств на приобретение жилого помещения в размере 384 120 руб. Козловой А.А. считает законными.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Козлова А.А. просит отменить решение суда ввиду неправильного определения юридически значимых обстоятельств и неправильного толкования нормы права, в частности, Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Полагает, что решение суда нарушает ее права.

В возражении на кассационную жалобу представитель ответчика по доверенности Л.И. Французова не согласилась с доводами кассационной жалобы, полагая, что судом постановлено законное и обоснованное решение.

На заседании судебной коллегии Козлова А.А. доводы жалобы поддержала.

Представитель ответчика Французова Л.И. просила решение оставить без изменения.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявления Козловой А.А., суд обоснованно и правильно пришел к выводу о том, что детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, которые не имели закрепленного жилого помещения, жилое помещение предоставляется по месту выявления и первичного устройства ребенка в семьи или на воспитание в соответствующее учреждение.

Данный вывод суда основан на правильном толковании норм права и на представленных доказательствах, которым дана надлежащая оценка.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. Согласно с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет сре6дств бюджета РФ. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита субъекта РФ.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005г. № 102 в целях установления порядка предоставления жилых помещений указанным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. было принято Положение «О порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения». Этим Положением определен механизм реализации на территории Республики Бурятия предусмотренных Федеральным законом дополнительных гарантий для названной категории детей.

Во исполнение решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от ...г. о выделении Козловой (Солохо) А.А. денежных средств на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005г. № 102, за счет средств бюджета Республики Бурятия, ответчик правомерно произвел расчет и выделение Козловой А.А. денежных средств на приобретение жилого помещения, исходя из нормативов, установленных в сельской местности, в соответствии с данным Положением пунктом 7, поскольку местом выявления Козловой (Солохо) А.А. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является Кабанский район, местом пребывания в образовательном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей - Кижингинский район. Данное Положение принято в пределах предоставленных законом субъекту РФ полномочий и не противоречит действующему федеральному законодательству. Районным судом решение принято в соответствии с действующими федеральным и региональным законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Довод кассационной жалобы о постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, нельзя признать состоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм права. Постановка на учет была произведена в соответствии с Жилищным кодексом РФ по месту жительства и ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено внеочередное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем предоставления их по договорам социального найма. Действующее Положение не предусматривает выплату денежных средств на жилье в зависимости от постановки на учет нуждающихся в нем.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.

Районным судом при рассмотрении дела, верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешено дело с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 июля 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Козловой А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Т.А. Шагдарова

Судьи коллегии Т.А. Урмаева

В.Н. Базаров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200