иск об обязании государственной регистрации договора дарения



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Богданова И.Ю.

Дело ... - ... поступило ... г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Шагдаровой Т.А., судей Урмаевой Т.А., Куницыной Т.Н., при секретаре Кирилловой Т.В., рассмотрела в судебном заседании в г. Улан-Удэ 18 августа 2010 г. кассационную жалобу Дугаровой Т.Д. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 01 июля 2010г., которым постановлено:

Исковые требования Дугаровой Т.Д. к Константинову В.С. об обязании государственной регистрации договора дарения, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Урмаевой Т.А., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дугарова Т.Д. обратилась в суд с просьбой обязать зарегистрировать в УФРС по Республики Бурятия договор дарения комнат, находящихся в квартире, расположенной в ..., ..., ...., который с прилагаемыми документами ...г. сторонами был передан в УФРС по Республики Бурятия для его государственной регистрации, в последующем приостановленной в связи с поступившим ходатайством Константинова В.С. о ее прекращении. По мнению Дугаровой Т.Д. ответчик умышленно уклоняется от регистрации сделки, но, поскольку он от исполнения договора не отказывался, встретиться же с ним не представляется возможным, истица просит суд удовлетворить заявленные требования.

Определением суда от 09 июня 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФРС по Республики Бурятия.

В судебном заседании Дугарова Т.Д. на иске настаивала, полагала, что ответчик, попав под влияние родственников, изменил свои намерения, связанные с заключением договора дарения, в связи с чем уклоняется от его государственной регистрации.

Константинов В.С. в судебном заседании против заявленных требований возражал, пояснил, что в момент подписания договора дарения он не осознавал значение своих действий, так как находился в состоянии алкогольного опьянения; сам желает проживать в спорных комнатах.

Представитель ответчика Ханхареева И.В. пояснила, что Константинов не желает дарить Дугаровой Т.Д. комнаты; истица, воспользовавшись тем, что ответчик находится в преклонном возрасте и в момент подписания договора был в нетрезвом состоянии, оформила договор дарения. Считает, что в удовлетворении требований Дугаровой Т.Д. необходимо отказать, так как, в противном случае, ответчик лишится своего единственного жилья.

Представитель третьего лица УФРС по Республики Бурятия Шаргаева Д.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие,

Районный суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого настаивает Дугарова Т.Д., ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

По мнению заявителя жалобы, выводы суда со ссылкой на нормы гражданского права и позиции Конституционного Суда РФ доводы, приведенные Дугаровой Т.Д. в обоснование иска, не опровергают; суд при рассмотрении дела, не проверив доводы сторон, касающиеся наличия волеизъявления ответчика на подписание спорного договора, нарушил принцип равенства сторон в процессе.

В судебном заседании кассационной инстанции истица и ее представитель Пержанов П.С. доводы кассационной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.

Ответчик Константинов В.С., представитель третьего лица УФРС по Республики Бурятия в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела и обсудив довод кассационной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения районного суда.

В соответствии со ст.572 ГК РФ по договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность либо имущественное право к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Согласно ч.3 ст.574. ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

В силу ст.ст. 425, 433 ГК РФ если иное не установлено законом, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным, то есть становится обязательным для сторон, с момента его регистрации.

Согласно п.4 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до внесения в Единый государственный реестр прав записи о праве либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора.

Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Константинов В.С., являясь собственником комнат ... и 3 в квартире ... по ... в ..., согласно договора дарения от ...г. подарил данные комнаты Дугаровой Т.Д., после чего стороны обратились в УФРС по РБ с заявлением о государственной регистрации данного договора, однако, ...г. Константиновым В.С. было подано заявление о ее прекращении. Таким образом, Константинов В.С. в определённый момент, воспользовавшись предусмотренным законом правом, отказался от государственной регистрации договора дарения.

В связи с тем, что договор дарения от ...г. не был зарегистрирован в соответствующем государственном органе (т.е. обязательное требование закона о государственной регистрации данного договора сторонами не было соблюдено), то такой договор не может считаться заключенным. Следовательно, такой (незаключенный) договор не имеет юридической силы и не порождает обязанностей по его исполнению.

В соответствии с ч.3 ст.165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Такой иск может быть предъявлен только к сделкам, соблюдение требования о государственной регистрации которых не является обязательным для признании их заключенными, а также в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 445 ГК, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.

Рассматриваемый договор дарения к вышеуказанным сделкам не относится.

Вопрос, связанный с установлением факта уклонения лица от государственной регистрации договора может рассматриваться лишь при наличие у него такой обязанности, что в данном случае не имеет место.

На основании вышеизложенного, доводы кассационной жалобы подлежат отклонению

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 01 июля 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Дугаровой Т.Д. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200