РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Цыбикдоржиева Т.В.
Дело № 33-2122 поступило ../../.. г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В.,
судей Бухтияровой В.А. и Булгытовой С.В.,
при секретаре Денисовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 23 августа 2010 г.
дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ Адактуевой С.П. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2010 г., которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно: свалки бытового мусора во дворе жилого дома №10 по ул. Кирова рядом с надворными постройками, площадью 30 квадратных метров объемом 1,5 кубометра. свалки бытового мусора во дворе жилого дома №27 по ул.Свободы за гаражами, площадью 20 квадратных метров объемом 10 кубометров. Обязать ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» обеспечить своевременную очистку, вывоз твердых и жидких бытовых отходов с указанной территории. Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» надлежащим образом организовать работу по ликвидации несанкционированных свалок, а именно: свалки бытового и строительного мусора возле административного здания ул. Каландаришвили, 3 площадью 500 квадратных метров объемом 450 кубометров. свалки бытового мусора в п. Солдатский возле домов №4 по улице Восточная. свалки в п. Солдатский между домами №35, 39, ул. Хуторская, и возле дома №48 ул. Хуторская, площадь земельного участка 1500 квадратных метров замусорены бытовыми отходами. | |
Заслушав доклад судьи Бухтияровой В.А., выслушав представителя Администрации МО «город Улан-Удэ» Адактуеву С.П., действующую на основании доверенности, представителя прокуратуры Болдоеву Э.В., представителей Роспотребнадзора по РБ Булдаева Р.В. и Бурприроднадзора Шадрина А.П., Военного комиссариата РБ Тимофеева С.Ф., действующих на основании доверенностей, ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования г. Улан-Удэ, в котором просил обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по ул.Кирова, д.10 и по ул. Свободы, 27, а также обязать ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» обеспечить своевременную очистку, вывоз твердых и жидких бытовых отходов с указанных территорий. Обязать органы местного самоуправления МО «город Улан-Удэ» надлежащим образом организовать работу по ликвидации несанкционированных свалок возле здания по ул. Каландаришвили, д. 3 и в п. Солдатский.
Заявленные требования мотивированы тем, что обязанность организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, предъявление иска направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.
В судебном заседании представитель истца Хаджаева Ю.А. поддержала исковые требования.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Адактуева С.П. иск не признала, заявила о том, что в полномочия Администрации не входит вопрос ликвидации свалок, спорная территория закреплена за ООО «Управляющая компания ЖЭУ-№ 2». В части, касающейся мусора возле административного здания по адресу: ул. Каландаришвили, д. 3, просит возложить обязанности по его ликвидации на Военный комиссариат РБ, т.к. согласно Правил по благоустройству граница ответственности организации составляет в пределах 50 метров от границ участков.
Представители Военного комиссариата РБ по доверенности Рихтер В.Х., Тимофеев С.Ф. исковые требования не признали, суду пояснили, что свалка рядом с их административным зданием возникла в связи со сносом здания №1 по ул. Каландаришвили, а согласно Правил по благоустройству меры по уборке территорий после сноса возложены на организацию-заказчика, выполняющую работы по сносу. Комиссариат не является хозяйствующим субъектом, поэтому возложение обязанностей по уборке территории в 50 м. на него применяться не может.
Представитель ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» Рогова П.К. извещена о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны. Ранее с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что работы по уборке указанных территорий осуществляются.
Представители третьих лиц в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны. Ранее в судебном заседании поддержали исковые требования прокурора в полном объеме.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Адактуева С.П. просит решение суда отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что «организация» как полномочие органов местного самоуправления
подразумевает исполнительно-распорядительную деятельность, которую Администрация осуществляет.
В целях организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, предупреждения образования несанкционированных свалок созданы и осуществляют свою деятельность муниципальные автономные учреждения «Комбинаты по благоустройству» в трех районах города, для обеспечения сбора мусора на территории частных домовладений г.Улан-Удэ Администрацией города устанавливаются бункеры-накопители, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в Тарбагатайском районе, завершается строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, в состав которого входят мусоросортировочные станции №1 и №2. Ссылается на то, что Администрация осуществляет нормативно-правовое регулирование организации сбора и вывоза бытовых отходов, суд возложил на Администрацию обязанность, не основанную на законе. Полагает, что суд неправомерно возложил обязанность по ликвидации свалки возле здания, в котором располагается Военный комиссариат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.14, 15, 18 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.8 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов №280-21 от 21.04.2010 г. общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов. Контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений. Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ. Согласно п.28.1 названных Правил контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.
Доводы жалобы о том, что Администрацией принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не имеют правового значения, поскольку не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной законом, так как являются нерегулярными, недостаточными, не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории, что подтверждается Справкой о проверке соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Советского района г.Улан-Удэ от 28 мая 2010 года л.д.7-8).
Вывод решения о том, что принятые Администрацией г. Улан-Удэ меры не являются достаточными, необходимыми для надлежащего санитарного состояния указанных в иске территорий, является правильным, поскольку сам факт существования свалок свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрации обязанности по организации санитарной очистки города. В связи с этим не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что Администрация осуществила необходимые организационно-распорядительные функции в области сбора и вывоза бытовых отходов и очистки территории.
Ссылка на надлежащее нормативно-правовое регулирование со стороны Администрации также не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из материалов дела и сложившейся ситуации, существующее нормативное регулирование, осуществляемое Администрацией, не обеспечивает в полной мере возможности пресечения возникновения несанкционированных свалок.
Довод жалобы о неправильном применении судом Правил 2007 г., которые утратили силу в связи с принятием новых Правил, которыми на Комитет по городскому хозяйству не возлагаются функции координации работ по организации уборки территорий не свидетельствует о незаконности выводов суда и не является основанием для его отмены, т.к. согласно п.п. 1.6, 1.7, 28.1 Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 г. № 280-21 контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений. Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.
Ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается за уборку и содержание длительное время не используемых и не осваиваемых территорий, а также территорий после сноса строений - на организацию-заказчика, которой отведена данная территория, выполняющую работы по сносу строений (п. 4.4.15 Правил)
В судебном заседании установлено, что свалка возле военного комиссариата образована в связи со сносом соседнего дома №1 по ул. Каландаришвили, кроме того, снос дома был предусмотрен Муниципальной целевой программой «Жилище». На этом основании суд правильно возложил обязанность по ликвидации свалки возле здания, в котором располагается Военный комиссариат, на Администрацию МО «город Улан-Удэ».
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации МО «город Улан-Удэ» Адактуевой С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Пащенко Н.В.
Судьи коллегии Булгытова С.В.
Бухтиярова В.А.