о защите избирательных прав



ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Тугульдурова И.Б.

дело [...] поступило [...] г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2010 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Кротовой Л.М.,

судей коллегии Булгытовой С.В., Куницыной Т.Н.

с участием прокурора Налетовой М.М.

при секретаре Кирилловой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медведевой Е.А. о защите избирательных прав по кассационной жалобе представителя заявителя Чижовой А.В. на решение Заиграевского районного суда РБ от 31 августа 2010 г., которым заявление Медведевой Е.А. оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя заявителя Чижовой А.В., представителя избирательной комиссии МО ГП [...] Зайковой Т.В., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Медведева обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа избирательной комиссии МО ГП [...] в регистрации её в качестве кандидата на должность главы муниципального образования.

Заявление мотивировано тем, что избирательной комиссией МО ГП [...] была нарушена процедура проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей. Указывает на нарушение комиссией сроков проверки и необоснованность проверки подписей избирателей в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя Чижова поддержала доводы заявителя, полагая, что признание подписных листов на основании заключения специалиста ОВД является необоснованным; признание специалистом ошибок, допущенных им при проведении проверки подписей избирателей, свидетельствует о недостоверности заключения в целом.

Председатель ИК МО ГП [...] Зайкова не согласилась с доводами заявления, пояснив, что подписные листы были сданы Медведевой [...] г.; [...] состоялось заседание комиссии, на котором было установлено, что один подписной лист был заполнен посторонним гражданином, и все подписи избирателей в нем являются недействительными. Эти обстоятельства Медведевой не оспаривались, ей было выдано извещение о недостатках в подписных листах. Считает, что при необходимых для регистрации кандидата 91 подписи избирателей, на [...] г. действительными было признано 89 подписей, чего уже было недостаточно для регистрации кандидата. Фактически все подписи избирателей в подписных листах были недействительными, так как в адресе места жительства избирателей не указан субъект Российской Федерации.

Районный суд отказал Медведевой в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе представитель заявителя Чижова просит отменить решение, указывая на его незаконность. На [...] г. факт недействительности подписей в подписном листе не был подтвержден экспертом; Медведева не принимала участие в заседании комиссии [...] г., что оставлено без внимания судом. Кроме того, считает, что после признания части подписей избирателей недействительными на [...] действительных было 91 подпись, и их количество позволяло Медведевой быть зарегистрированной в качестве кандидата.

В заседании судебной коллегии Чижова доводы жалобы поддержала; Медведева, будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции не явилась.

Председатель ИК МО ГП [...] Зайкова не согласилась с доводами жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Выслушав указанных лиц, заключение прокурора, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления. Этим Федеральным законом определяются также отдельные общие правила, касающиеся правового регулирования и организации муниципальных выборов.

Так, согласно части 3 статьи 23 названного Федерального закона гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов, муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Законом РБ от 17.09.2003 г. "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ, но не может быть менее 10 подписей.

Районный суд ошибочно указал в решении, что Медведевой было представлено 99 подписей. Путем исследования подписных листов в подлинниках судебная коллегия установила, что в 9 подписных листах содержится по 10 подписей, и в одном - 8 подписей избирателей. То есть, Медведева для регистрации её кандидатом представила в избирательную комиссию 10 подписных листов с 98 подписями избирателей. [...] г. на заседании избирательной комиссии было установлено, что подписной лист № 6 заполнен с нарушениями требований закона, в связи с чем все подписи избирателей были признаны комиссией недействительными. Данное обстоятельство не оспаривалось Медведевой.

То есть, уже на тот момент у Медведевой не имелось достаточного для регистрации количества подписей избирателей.

Довод жалобы о том, что факт недействительности подписей не был подтвержден экспертом, не основан на законе.

Согласно ст. 25 Закона РБ по результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Из смысла данной нормы следует, что для признания подписей недействительными заключение эксперта не требуется.

Подлежит отклонению как несостоятельный довод жалобы о нарушении избирательной комиссией порядка проверки подписей.

В соответствии со ст. 25 Закона в случае, если количество подписей не превышает 1000, проверке подлежат все представленные подписи.

Остальные доводы жалобы, в том числе - нарушение сроков передачи итогового протокола о результатах проверки подписных листов, не могут являться безусловными основаниями для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Медведевой кандидатом на пост главы муниципального образования.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заиграевского районного суда РБ от 31 августа 2010 г оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Кротова Л.М.

Судьи Булгытова С.В.

Куницына Т.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200