ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
(...)
(...)
(...)
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 августа 2010 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Пащенко Н.В.
судей Бухтияровой В.А., Булгытовой С.В.
при секретаре Денисовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок
по кассационной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ Адактуевой С.П.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2010 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя Администрации г. Улан-Удэ Адактуевой С.П., прокурора Болдоевой Э.В., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора РФ по РБ Булдаева Р.В., представителя третьего лица Бурприроднадзора Шадрина А.П., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Прокурор Советского района г. Улан-Удэ предъявил в интересах неопределенного круга лиц иск к Администрации г. Улан-Удэ о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных п. Исток г. Улан-Удэ.
Районный суд иск удовлетворил, обязал Администрацию г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации трех несанкционированных свалок в п. Исток г. Улан-Удэ и организовать деятельность по оборудованию указанных мест мусоросборниками с обеспечением своевременной очистки, вывоза твердых и жидких бытовых отходов в п. Исток г. Улан-Удэ.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации г. Улан-Удэ Адактуева поддержала доводы жалобы, остальные лица возражали против отмены решения.
2. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 данного Федерального закона организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Районный суд правомерно удовлетворил иск прокурора, поскольку обстоятельства дела свидетельствуют о том, что сбор и вывоз бытовых отходов в п. Исток г. Улан-Удэ организованы ненадлежащим образом, в результате чего на территории поселка имеется ряд несанкционированных свалок.
3. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Смысл жалобы сводится к тому, что районный суд возложил на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность, не основанную на законе. В обязанности Администрации г. Улан-Удэ входит полномочие по нормативно-правовому регулированию организации сбора и вывоза бытовых отходов, а не обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, установке мусоросборников и их обслуживание.
Эти доводы нельзя признать состоятельными, поскольку: 1) суд не возложил на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность произвести фактические действия по ликвидации свалок, установке мусоросборников и их обслуживанию; 2) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит положений о том, что к вопросам местного значения относится лишь нормативно-правовое регулирование организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, или о том, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают только полномочием по изданию муниципальных правовых актов.
В части 1 статьи 130 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Термины «решение», «решать» в экономико-правовом смысле означают достижение конечной цели.
Таким образом, по смыслу указанных конституционных положений, а также норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения не вправе ограничиваться только изданием муниципальных правовых актов, а должны также использовать иные полномочия и способы с целью обеспечить жизнедеятельность населения муниципального образования.
Следовательно, Администрация г. Улан-Удэ в целях организации сбора и вывоза бытовых отходов должна осуществлять контроль за надлежащим выполнением принятых ею муниципальных правовых актов, проверять эффективность работы созданных комбинатов по благоустройству, при необходимости формировать и размещать муниципальные заказы, принимать меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и т.п.
Об обязанности Администрации г. Улан-Удэ контролировать исполнение принятых ею правовых актов свидетельствует то обстоятельство, что в этих актах указаны должностные лица и органы, на которых возложен такой контроль.
В пункте 3 Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 24 сентября 2009 года № 424 «Об утверждении Порядка организации работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Улан-Удэ» указано, что контроль за исполнением данного постановления возложен на заместителя мэра по развитию инфраструктуры г. Улан-Удэ.
Из пункта 3 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 «Об утверждении Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции» следует, что контроль над исполнением решения возложен на Комитет городского хозяйства и строительства Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
В пункте 4 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 октября 2001 года № 196-23 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» указано, что контроль за исполнением решения возложен на Комитет по городскому хозяйству.
Факт наличия несанкционированных свалок на территории п. Исток г. Улан-Удэ свидетельствует о том, что должный контроль не осуществляется, иные меры не принимаются, что, по сути, означает ненадлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов.
При таких обстоятельствах суд принял правильное решение об удовлетворении иска прокурора.
Остальные доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку они не опровергают правильность выводов суда по существу исковых требований и не свидетельствуют о том, что Администрация г. Улан-Удэ в полном объеме разрешила спорный вопрос.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2010 года по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи