РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Цыбикдоржиева Т.В.
Дело № 33-... пост. .../.../... г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей Бухтияровой В.А. и Булгытовой С.В., при секретаре Денисовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 23 августа 2010 г.
дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.... Адактуевой С.П. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2010 г., которым постановлено:
Исковое заявление прокурора ... района г.... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «... и ООО «...» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно: 1.Свалка бытового мусора по ул...., возле домов №... №... площадь 50 метров квадратных объемом в пределах 15 кубометров. 2.Свалка бытового мусора во дворе жилого дома №... по ул...., площадью36 квадратных метров, объемом 10 кубометров, выгребная яма для жидких бытовых отходов заполнена, жидкие бытовые отходы жители сливают в туалетную яму, контейнера для сбора сухого мусора (мусоросборников) нет. 3.Свалка бытового мусора во дворе жилых домов №... по ул...., ... площадью 20 квадратных метров, объемом 15 кубометров, выгребная яма для жидких бытовых отходов заполнена, контейнеры для сбора сухого мусора установлены на земле за день до рейда заполнены на 70%, вокруг контейнеров навален мусор (обрезки веток кустарников, деревьев и другой строительный мусор). 4.Свалка бытового мусора между домами №... и №... по ул.... площадью 8 квадратных метров, объемом 4 кубометра. Обязать ООО «...» обеспечить своевременную очистку, вывоз твердых и жидких бытовых отходов с указанной территории. | |
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя Администрации МО «...» Адактуеву С.П., действующую на основании доверенности, представителя прокуратуры Болдоеву Э.В., представителей *** Булдаева Р.В. и *** Шадрина А.П., действующих на основании доверенностей, ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор ... района г.... обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования г. ..., в котором просил обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по ул.... возле домов №...; ул....; ул....; ул.... между домами №... и №... обязать органы местного самоуправления организовать деятельность по оборудованию мест расположения свалок мусоросборниками с обеспечением их своевременной очистки, вывоза твердых и жидких бытовых отходов.
Заявленные требования мотивированы тем, что обязанность организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, предъявление иска направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.
В качестве ответчика по делу суд привлек ООО «...».
В судебном заседании представитель истца Хаджаева Ю.А. поддержала исковые требования.
Представитель Администрации г.... Адактуева С.П. иск не признала, заявила о том, что в полномочия Администрации не входит вопрос ликвидации свалок, спорная территория закреплена за ООО «...».
Представитель ООО «...» Рогова П.К. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что работы по уборке указанных территорий осуществляются.
Представители третьих лиц Управления ... - Б. и ... -П., действующие на основании доверенностей, заявленные требования прокурора признали
обоснованными и подлежащими удовлетворению, подтвердив факт проведения совместной проверки.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Адактуева С.П. просит решение суда отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что «организация» как полномочие органов местного самоуправления
подразумевает исполнительно-распорядительную деятельность, которую Администрация осуществляет.
В целях организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, предупреждения образования несанкционированных свалок созданы и осуществляют свою деятельность муниципальные автономные учреждения «Комбинаты по благоустройству» в трех районах города, для обеспечения сбора мусора на территории частных домовладений г.... Администрацией города устанавливаются бункеры - накопители, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в ..., завершается строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, в состав которого входят мусоросортировочные станции №1 и №2. Также Администрация осуществляет нормативно-правовое регулирование организации сбора и вывоза бытовых отходов, суд возложил на Администрацию обязанность, не основанную на законе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.14,15,18 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.8 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав г.... согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в г..., утвержденными Решением ... городского Совета депутатов от .../.../... г. координация работ по санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе, контроль за качеством работ возлагается на МУ «Комитет» Администрации г. ..., контроль за соблюдением Правил осуществляет Администрация г.....
Доводы жалобы о том, что Администрацией принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не имеют правового значения, поскольку они не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной законом, так как являются нерегулярными, недостаточными, не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории, что подтверждается Справкой о проверке соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории ... района г.... от 28 мая 2010 года л.д.6-7).
Вывод решения о том, что меры, принятые Администрацией г. ... не приняты достаточные меры, необходимые для надлежащего санитарного состояния указанных в иске территорий, является правильным, поскольку сам факт существования свалок свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрации обязанности по организации санитарной очистки города. В связи с этим не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что Администрация осуществила необходимые организационно-распорядительные функции в области сбора и вывоза бытовых отходов и очистки территории.
Ссылка на надлежащее нормативно-правовое регулирование со стороны Администрации также не может быть принята во внимание, поскольку как следует из материалов дела и сложившейся ситуации, существующее нормативное регулирование, осуществляемое Администрацией, не обеспечивает в полной мере возможности пресечения возникновения несанкционированных свалок.
Довод жалобы о неправильном применении судом Правил 2007 г., которые утратили силу в связи с принятием новых Правил, которыми на Комитет по городскому хозяйству не возлагаются функции координации работ по организации уборки территорий не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку ответчиком не доказан факт возникновения свалок, которые требуют ликвидации, после 21.04.2010г. В любом случае, нормы ФЗ, в соответствии с которыми судом было принято настоящее решение, изменений не претерпели.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии