о признании недействительным решения



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

(...)

(...)

(...)

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 сентября 2010 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего судьи Пащенко Н.В.

судей Куницыной Т.Н., Булгытовой С.В.

при секретаре Цэдашиеве Б.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козулиной Е.М. к Администрации МО СП «Саянтуйское», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Козулиной А.А., Козулину Е.Г. о признании недействительным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и понуждении принять межевое дело, признании недействительными записей о регистрации права и выписок из похозяйственной книги

по кассационной жалобе Козулиной Е.М.

на решение Тарбагатайского районного суда РБ от 13 июля 2010 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Козулиной Е.М. и ее представителя Жамсуевой Б.Б., представителя МО СП «Саянтуйское» Лавренко О.В., Козулиной А.А., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Козулина Е.М. просила суд признать недействительным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятое по ее заявлению территориальным отделом по г. Улан-Удэ, Тарбагатайскому району Управления Роснедвижимости по РБ 26 октября 2009 года и обязать указанный орган принять от нее межевое дело; признать недействительными записи о государственной регистрации права Козулиной А.А. и Козулина Е.Г. на земельный участок по адресу: (...) и выписки из похозяйственной книги, выданные Козулиной А.А. и Козулину Е.Г.

Районный суд в удовлетворении иска отказал.

Истец в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседании суда кассационной инстанции Козулина Е.М. и ее представитель Жамсуева поддержали доводы жалобы, Козулина А.А. и представитель МО СП «Саянтуйское» Лавренко возражали против отмены решения.

2. Проверив решение в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела видно, что Козулина Е.М. является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: (...) а Козулина А.А. и Козулин Е.Г. - собственниками по 1/4 доли указанного дома.

05 августа 2008 года Козулина Е.М. получила свидетельство о государственной регистрации права на весь земельный участок, расположенный по указанному адресу.

Решением Тарбагатайского районного суда РБ от 08 декабря 2008 года, вступившим в законную силу, признана недействительной выписка из похозяйственной книги № 156 от 28 июля 2008 года, на основании которой зарегистрировано право Козулиной Е.М.

04 сентября 2009 года запись о регистрации права Козулиной Е.М. прекращена.

04 сентября 2009 года сделана запись о регистрации права собственности Козулиной А.А. на 1/4 долю земельного участка по указанному адресу, а 19 октября 2009 года сделана запись регистрации права собственности Козулина Е.М. на 1/4 долю земельного участка по указанному адресу.

23 октября 2009 года Козулина Е.М. обратилась в территориальный отдел по г. Улан-Удэ, Тарбагатайскому району Управления Роснедвижимости по РБ для внесения учета изменений объекта, но получила отказ по мотиву, что с заявлением о кадастровом учете изменений обратилось ненадлежащее лицо (правообладателем земельного участка является Козулина А.А.).

Козулина Е.М. полагает, что записи о регистрации права Козулиной А.А. и Козулина Е.Г. сделаны на основании недостоверных выписок из похозяйственной книги. Кроме того, по мнению Козулиной Е.М., указанные лица вообще не имеют права претендовать на земельный участок.

С доводами истца нельзя согласиться.

В пункте 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 данной статьи основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

В пункте 7 данной статьи указано, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 данной статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. Представление предусмотренного абзацем вторым данного пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке.

У Козулиной Е.М. был родной брат К. который умер в 1996 году. Козулина А.А. является женой покойного, а Козулин Е.Г. - его сыном.

Спорный земельный участок предоставлен в 1955 году под строительство жилого дома родителям Козулиной Е.М. и К. Г.М. - супругам К. В.С. и К. М.В. В 1977 году на основании решения суда имущество супругов было разделено на равные доли, в том числе жилой дом. После смерти К. В.С. 1/2 часть дома перешла в собственность Козулиной Е.М. Другая половина дома подарена К. М.В. К. Г.М. по договору дарения от 22 мая 1990 года. После смерти К. Г.М. право собственности на 1/2 часть дома перешла к его наследникам - Козулиной А.А. и Козулину Е.Г.

С учетом приведенных выше норм закона указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Козулина А.А. и Козулин Е.Г. вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок наравне с Козулиной Е.М.

3. Доводы жалобы о том, что К. Г.М. в свое время отказался от прав на спорный земельный участок в связи с предоставлением ему другого земельного участка, подлежат отклонению, поскольку не представлено доказательств, которые бы подтверждали, что К. Г.М. прямо выразил волю на отказ от спорного земельного участка, или что другой земельный участок предоставлен ему именно из-за отказа от спорного земельного участка.

Довод о том, что Козулина Е.М. является единоличным правообладателем спорного земельного участка, несостоятелен, поскольку запись о регистрации права Козулиной Е.М., сделанная 05 августа 2008 года, прекращена 04 сентября 2009 года

Ссылки на то, что в 1992 году Козулиной Е.М. выдано свидетельство собственности на землю, нельзя принять во внимание, поскольку в данном свидетельстве не указано, по какому адресу предоставлена земля.

То обстоятельство, что в выписках из похозяйственной книги, выданных Козулиной А.А. и Козулину Е.Г., неправильно указан номер лицевого счета, не свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в выписках.

Выписки соответствуют установленной форме, данные о земельном участке, его адресе, площади, кадастровом номере, назначении полностью соответствуют данным из похозяйственной книги, поэтому ошибка в нумерации лицевого счета не может являться основанием к признанию этих выписок недействительными.

Согласно части 1 статьи 364 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.

Поскольку таких нарушений не усматривается, доводы кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, не могут служить основанием для отмены решения.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тарбагатайского районного суда РБ от 13 июля 2010 года по иску Козулиной Е.М. к Администрации МО СП «Саянтуйское», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Козулиной А.А., Козулину Е.Г. о признании недействительным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, понуждении принять межевое дело, признании недействительными записей о регистрации права и выписок из похозяйственной книги оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200