ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
(...)
(...)
(...)
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 сентября 2010 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Кротовой Л.М.
судей Куницыной Т.Н., Булгытовой С.В.
при секретаре Гусевой О.Г.
с участием прокурора Налетовой М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цынгуева Э.Д. об отмене постановлений избирательной комиссии муниципального образования городское поселение «Поселок Заиграево»
по кассационной жалобе Ананина В.И. в интересах Цынгуева Э.Д.
на решение Заиграевского районного суда РБ от 13 сентября 2010 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Ананина В.И., представляющего Цынгуева Э.Д., председателя избирательной комиссии муниципального образования городское поселение «Поселок Заиграево» Зайковой Т.В., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Цынгуев просил суд отменить постановления избирательной комиссии муниципального образования городское поселение «Поселок Заиграево» от 27 и 28 августа 2010 года об отказе в регистрации Цынгуева кандидатом на должность главы муниципального образования городского поселения «Поселок Заиграево».
Требования мотивированы тем, что Цынгуев выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы МО ГП «Поселок Заиграево». Он осуществил сбор подписей избирателей и 21 августа 2010 года передал подписные листы в количестве 11 штук в избирательную комиссию поселения. 25 августа 2010 года комиссией проведена проверка подписей избирателей и составлен протокол об итогах проверки. В соответствии с указанным протоколом признаны недостоверными 2 подписи, недействительными - 6, остальные 92 подписи признаны действительными. Этого количества действительных подписей являлось достаточным для регистрации Цынгуева в качестве кандидата на должность главы поселения. Однако 27 августа 2010 года председатель избирательной комиссии сообщила Цынгуеву, что проведена повторная проверка подписей избирателей, по результатам которой признаны недействительными все 100 подписей избирателей по мотиву, что в графе «адрес места жительства» отсутствует наименование субъекта РФ и района. В связи с этим избирательная комиссия поселения вынесла постановления об отказе в регистрации Цынгуева кандидатом на должность главы поселения.
Цынгуев полагает, что отказ в регистрации его кандидатом на должность главы поселения является неправомерным, поскольку повторная проверка подписных листов проведена незаконно.
Районный суд в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе представитель Цынгуева Ананин просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда кассационной инстанции Ананин поддержал доводы жалобы, председатель избирательной комиссии Зайкова возражала против отмены решения. Прокурор в заключении указала, что отказ суда в удовлетворении заявления является правильным.
2. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения районного суда.
В пункте 1 статьи 25.1 Закона РБ от 17 сентября 2003 года № 417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» указано, что если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия муниципального образования в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
В пункте 4 данной статьи указано, что если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи.
Согласно пункту 10 данной статьи по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом «д» пункта 20 статьи 26 данного Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 5 статьи 67 данного Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Из пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 данного Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Согласно пункту 17 статьи 26 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем на седьмой день после дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Из материалов дела видно, что проверка подписных листов, представленных Цынгуевым, проведена избирательной комиссией поселения дважды - 25 и 27 августа 2010 года. По результатам первой проверки из подписей действительными признаны 92 подписи, по результатам второй - 0 подписей.
Районный суд пришел к правильному выводу о том, что вторая проверка подписных листов, проведенная избирательной комиссией поселения, не подпадает под определение повторной проверки, содержащееся в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункте 10 статьи 25.1 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
В этих нормах идет речь о повторной проверке, которая проводится после принятия решения избирательной комиссии, а в случае с Цынгуевым вторая проверка проведена до принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Цынгуева в качестве кандидата на должность главы поселения. Следовательно, оснований считать, что избирательной комиссией допущено нарушение указанных норм, не имеется.
Ссылки Цынгуева на то, что избирательной комиссией не соблюдены требования закона о выдаче кандидату итогового протокола, заверенных копий ведомостей проверки подписных листов, о составлении ведомостей, об извещении кандидата о дате и времени проверки подписей избирателей, о дне заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, о сроке проверки подписных листов, нельзя принять во внимание.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 67 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией муниципального образования в порядке, предусмотренном статьей 66 данного Закона, по заявлению избирательной комиссии муниципального образования, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией муниципального образования с нарушением требований, предусмотренных пунктом 20 статьи 26 данного Закона, иных требований, предусмотренных данным Законом.
Перечисленные Цынгуевым обстоятельства касаются соблюдения избирательной комиссией норм закона, регулирующих проверку подписных листов и извещение кандидата, но не свидетельствуют о том, что само решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Цынгуева кандидатом на должность главы поселения принято с нарушением закона.
Статья 25 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» регулирует порядок сбора подписей в поддержку кандидата.
В пункте 7 данной статьи указано, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателях, ставящих в подписном листе свою подпись, дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Подпункт 3 пункта 8 статьи 25.1 данного Закона РБ устанавливает, что недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с данным Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
В подпункте «д» пункта 20 статьи 26 данного Закона РБ указано такое основание отказа в регистрации кандидата как недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
При этом указанная норма предусматривает, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Аналогичное понятие содержит пункт 4 статьи 3 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Судом первой инстанции установлено, что в подписных листах, представленных Цынгуевым, в адресах места жительства избирателей отсутствует наименование субъекта РФ.
Указанное обстоятельство свидетельствует о недействительности подписей избирателей, поэтому избирательная комиссия поселения правомерно отказала в регистрации Цынгуева в качестве кандидата на должность главы поселения.
По изложенным основаниям суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы и оставляет решение районного суда без изменения.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заиграевского районного суда РБ от 13 сентября 2010 года по заявлению Цынгуева Э.Д. об отмене постановлений избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение «Поселок Заиграево» оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи