ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Косолапова Л.Н.
Дело № 33- 2381 поступ. данные обезличеныг.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Кротовой Л.М.,
судей коллегии Мурзиной Е.А. и Хаыковой И.К.,
при секретаре Бутухановой Т.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании г.Улан-Удэ 22 сентября 2010г.
дело по иску природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования о признании незаконным бездействия по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Бальжуровой Д.Е., действующей на основании доверенности,
на решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 17 августа 2010г., которым постановлено:
Иск природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования о признании бездействия по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования и обязать организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до 01 января 2012 года.
Взыскать с администрации муниципального образования госпошлину в доход государства .
Заслушав доклад судьи коллегии Мурзиной Е.А., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального образования Зундуева Б.М., представителя природоохранного прокурора Алиева Р.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, природоохранный прокурор просил признать незаконным бездействие органов местного самоуправления муниципального образования по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; обязать организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в срок до 01 января 2012 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что проведенной природоохранной прокуратурой становлено отсутствие на территории муниципального образования полигонов бытовых и промышленных отходов; администрация МО не принимает мер по организации утилизации и переработки таких отходов; в бюджете района на 2010г. не предусмотрены финансовые средства на указанные цели. Неисполнение администрацией МО возложенных федеральным законодательством обязанностей по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов приводит к образованию стихийных несанкционированных свалок. Эти свалки создают опасность причинения вреда окружающей среде, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Суд первой инстанции постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель администрации МО Бальжурова Д.Е., действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда. Жалоба мотивирована тем, что бездействие со стороны администрации района отсутствует, так как проведена определенная работа по включению района в целевые программы, которыми предусмотрено, в том числе, и строительство полигонов; строительство полигона запланировано на 2013-2015 годы; установление срока до 01.01.2012г. нереально, так как отсутствуют необходимые финансовые средства.
В суде кассационной инстанции представитель администрации МО Зундуев Б.М., действующий на основании доверенности, поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель природоохранного прокурора Алиев Р.С., действующий на основании доверенности. с доводами кассационной жалобы не согласился.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью второй статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», подпунктом 14 пункта 1статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что администрация МО фактически бездействует по решению вопроса организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На территории отсутствуют полигоны бытовых и промышленных отходов, что влечет образование стихийных несанкционированных свалок таких отходов, в частности, на территориях сельских поселений района выявлено 18 несанкционированных свалок. После утверждения в 2008г. проекта по строительству полигона твердых бытовых отходов каких-либо действий по дальнейшему продвижению этого проекта администрацией МО не предпринималось вплоть до марта 2010г.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация не исполняет возложенные на нее федеральным законодательством функции в сфере организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация МО предпринимала определенные меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поскольку район включен в республиканскую и федеральную целевые программы, а также разработана муниципальная целевая программа по благоустройству района, не могут быть признаны состоятельными. В муниципальной целевой программе , утвержденной решением Совета депутатов МО , не предусмотрены какие-либо мероприятия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. А мероприятия по сбору стеклотары и переработке техногенных отходов Джидинского вольфрамо-молибденового комбината суд первой инстанции правильно признал недостаточными, поскольку они не охватывают все виды бытовых и промышленных отходов.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии достаточных финансовых средств в связи с чем установление срока до 01.01.2012 года является нереальным также являются несостоятельными. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Соответственно отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию утилизации и переработки бытовых отходов не освобождает администрацию района от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции. Судом было установлено, что администрация МО не предпринимала мер для решения финансовых вопросов в целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в бюджет района денежные средства на эти цели не закладывались.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий. Возложенных на них федеральным законодательством, и на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, приведенными в решении, и обоснованно удовлетворил заявленные требования природоохранного прокурора, не допустив процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 17 августа 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования Бальжуровой Д.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.М. Кротова
Судьи коллегии Е.А. Мурзина
И.К. Хацкова