о понуждении организовать дошкольные образовательные учреждения



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

<...>

<...>

<...>

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 октября 2010 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Шагдаровой Т.А.

судей Кротовой Л.М., Булгытовой С.В.

при секретаре Очировой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении организовать дошкольные образовательные учреждения

по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора РБ Муравьева А.К.

на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 сентября 2010 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителей прокуратуры РБ Муруевой Е.Л., Болдоевой Э.В., представителей Администрации г. Улан-Удэ Дандаровой А.А., Болошиновой Э.И., также представляющей третье лицо Комитет по образованию г. Улан-Удэ, ознакомившись с кассационным представлением и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Заместитель прокурора РБ предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц и просил суд обязать Администрацию г. Улан-Удэ организовать на территории города дошкольные образовательные учреждения на 16 202 места, самостоятельно определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого района города, установить срок исполнения решения до 01 января 2018 года.

Требования мотивированы тем, что в г. Улан-Удэ сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением детей дошкольными образовательными учреждениями. По состоянию на 01 июля 2010 года Комитетом по образованию г. Улан-Удэ зарегистрировано 16 202 ребенка, состоящих на очереди для поступления в детские сады. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о недостаточно полном исполнении Администрацией г. Улан-Удэ своих обязанностей по решению вопросов местного значения.

Районный суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационном представлении исполняющий обязанности прокурора РБ ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его необоснованность.

В заседании суда кассационной инстанции представители прокуратуры поддержали доводы представления, остальные лица возражали против отмены решения.

2. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения, постановленного по существу верно.

Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 данного Федерального закона организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В статье 17 данного Федерального закона перечислены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В пункте 3 части 1 данной статьи указано такое полномочие как создание муниципальных предприятий и учреждений.

В части 3 данной статьи указано, что полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Прокурор просил суд обязать Администрацию г. Улан-Удэ в целях разрешения вопроса предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа организовать на территории г. Улан-Удэ дошкольные образовательные учреждения.

Однако анализ указанных выше правовых норм в их совокупности показывает, что суд не вправе определять, какое конкретно полномочие из предоставленных законом должны использовать органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения.

Иное означало бы нарушение конституционного принципа самостоятельности осуществления органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Суду первой инстанции следовало отказать в удовлетворении иска по указанному мотиву, не давая оценку иным фактическим обстоятельствам дела. Однако, учитывая, что по существу вывод районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска является правильным, постановленное им решение подлежит оставлению без изменения, а кассационное представление прокурора - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 сентября 2010 года по иску заместителя прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении организовать дошкольные образовательные учреждения оставить без изменения, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора РБ Муравьева А.К. - без удовлетворения.

Председательствующий п/п

Судьи п/п

Верно: судья С.В. Булгытова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200