о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

<...>

<...>

<...>

К А С СА Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 октября 2010 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Мурзиной Е.А.

судей Булгытовой С.В., Ивановой В.А.

при секретаре Тугутовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ануфриева А.Б. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения

по кассационной жалобе Ануфриева А.Б. и его представителя Педыниной Е.П.

на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2010 года, которым постановлено:

- исковые требования удовлетворить частично.

...

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения Ануфриева А.Б. и его представителя Педыниной Е.П., представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Французовой Л.И., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Ануфриев предъявил к Республиканскому агентству по делам семьи и детей иск о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что Ануфриев является сиротой с 1994 года и как ребенок-сирота имеет право на внеочередное предоставление жилья. В связи с этим он просил суд обязать ответчика выделить ему денежные средства для приобретения жилого помещения в размере не ниже социальной нормы площади жилья в размере стоимости одного квадратного метра по г. Улан-Удэ.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

Ануфриев и его представитель в кассационной жалобе ставят вопрос об изменении решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседании суда кассационной инстанции истец и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы, представитель ответчика возражала против изменения решения суда.

2. Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения решения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В абзаце третьем данной нормы указано, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Указанный вопрос регулирует Закон РБ от 7 декабря 2004 года № 899-III «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 32 данного Закона РБ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства РБ от 31 марта 2005 года № 102 утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В пункте 2 данного Положения указано, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в следующем порядке: после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения - в орган опеки и попечительства по месту их выявления либо нахождения указанных учреждений; после окончания учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - в орган опеки и попечительства по месту выявления.

Порядок расчета размера средств, выделяемых детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, для приобретения жилья указан в пункте 7 Положения.

В частности, он предусматривает, что размер средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья на первичном и вторичном рынках жилья в разрезе муниципальных образований в Республике Бурятия определяется Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса.

В соответствии с пунктом 3.15.5 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 14 апреля 2009 года № 131, указанное министерство ежеквартально определяет и утверждает среднюю стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для расчета размера субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета.

Приказом строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РБ от 19 июня 2007 года № 91 утверждена Методика определения средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета размера субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета.

Согласно пункту 1 указанной Методики она предназначена для определения средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в городских и сельских местностях (муниципальных образованиях) на территории Республики Бурятия для расчета размера субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений с привлечением средств республиканского бюджета категориями граждан, установленных законодательством Республики Бурятия.

Из пункта 2.2 Методики следует, что размер средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья определяется по двум категориям: 1) по городам и поселкам городского типа; 2) по сельской местности.

Судом первой инстанции установлено, что как сирота Ануфриев выявлен в с. Шарагол Кяхтинского района РБ, о чем свидетельствует постановление Шарагольской сельской администрации от 01 декабря 1994 года. В соответствии с этим постановлением опекуном Ануфриева назначен его брат Х.

Исходя из данного обстоятельства и приведенных выше правовых норм, районный суд правомерно решил, что денежные средства для приобретения Ануфриеву жилья должны быть выделены из расчета размера средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности.

3. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.

Смысл жалобы сводится к тому, что обеспечение Ануфриева жилой площадью должно осуществляться по месту его жительства, которым является г. Улан-Удэ.

С таким мнением нельзя согласиться, поскольку закон такого положения не содержит.

Ссылки на часть 3 статьи 52 ЖК РФ нельзя признать состоятельными, поскольку указанная статья, регулирующая порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не подлежит применению в настоящем деле.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из указанных норм следует, что при обеспечении жильем детей-сирот нормы статьи 52 ЖК РФ не применяются, поэтому то обстоятельство, что в настоящее время Ануфриев проживает в г. Улан-Удэ, не имеет правового значения для данного дела.

Также подлежат отклонению ссылки на Определение Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П.

Истец и его представитель указывают, что в абзаце первом резолютивной части данного Определения содержится разъяснение, согласно которому обеспечение детей-сирот вне очереди жилой площадью осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей.

Однако это разъяснение не свидетельствует о том, что под местом жительства имеется в виду конкретный населенный пункт, поэтому ссылка стороны истца на указанное Определение не может быть принята во внимание.

Довод о том, что суд незаконно указал в резолютивной части решения на среднюю стоимость одного квадратного метра общей площади по сельской местности, подлежит отклонению, поскольку данный вывод суда соответствует нормам федерального и республиканского законодательства, которые приведены выше.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2010 года по иску Ануфриева А.Б. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения оставить без изменения, кассационную жалобу Ануфриева А.Б. и его представителя - без удовлетворения.

Председательствующий п/п

Судьи п/п

Верно: судья С.В. Булгытова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200