об обязании МУ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Болотова Ж.Т.

Дело № 33-2974 поступило хххх

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А.,

судей Хаыковой И.К. и Бухтияровой В.А.,

при секретаре Батагаевой С.А.,

с участием прокурора Налетовой М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 06 декабря 2010 г.

дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ Адактуевой С.П. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от

11 октября 2010 г., которым постановлено:

Исковое заявление прокурора хххх удовлетворить.

Обязать МУ «хххх администрации хххх» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, образовавшейся на земельном участке на территории микрорайона хххх, в 200 м. северо-восточнее железнодорожного прокола по хххх площадью 50 кв.м. объемом 30 куб.м., путем организации уборки по сбору и вывозу мусора, установив при этом срок для выполнения работ в течение 2 месяцев, т.е. до 11.12.2010 г.

Заслушав доклад судьи Бухтияровой В.А., выслушав представителя МУ «хххх» Адактуеву С.П., действующую на основании доверенности, представителя прокуратуры Налетову М.М., представителей Бурприроднадзора Левина А.А. и Вишнякову М.П.., действующих на основании доверенностей, ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУ «хххх Администрации хххх», в котором просил обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в микрорайоне хххх, организовав ее уборку, т.е. сбор и вывоз мусора, образовавшегося на данном земельном участке.

Заявленные требования мотивированы тем, что обязанность по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ и п.25 ст.5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения города Улан-Удэ. Предъявление иска направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.

В судебном заседании представитель истца Дмитриева Ю.А. поддержала исковые требования.

Представитель Администрации хххх Адактуева С.П. возражала против заявленных требований.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Адактуева С.П. просит решение суда отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на неправильное толкование судом норм права, что привело, по ее мнению, к вынесению незаконного и необоснованного решения. Так, указала, что суд неправомерно возложил на ответчика обязанность по непосредственной ликвидации свалки; на то, что действующее законодательство не предусматривает в перечне полномочий органов местного самоуправления городского округа обязанность по ликвидации свалок; на то, что в настоящее время ответчиком созданы все необходимые условия для сбора, вывоза мусора, а также для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; на то, что обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального образования возложена законодательством на физических и юридических лиц; на отсутствие причинно-следственной связи между наличием несанкционированной свалки бытовых отходов и исполнением полномочий Администрации хххх и на недоказанность прокурором района обстоятельств ненадлежащего осуществления ответчиком организации по сбору и вывозу бытовых отходов на территории города. Просила учесть, что в целях организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, предупреждения образования несанкционированных свалок созданы и осуществляют свою деятельность муниципальные автономные учреждения «Комбинаты по благоустройству» в трех районах города, для обеспечения сбора мусора на территории частных домовладений г.Улан-Удэ Администрацией города устанавливаются бункеры-накопители, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в хххх районе, завершается строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, в состав которого входят мусоросортировочные станции хххх Ссылается на то, что Администрация осуществляет нормативно-правовое регулирование организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, ст.8, 13 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.21 и 22 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения и полномочиям городского округа.

Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов №280-21 от 21.04.2010 г. общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов. Контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений. Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ. Согласно п.28.1 названных Правил контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.

Согласно отраслевого перечня муниципальных услуг МУ «хххх Администрации хххх», утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ хххх от 26.02.2010 года, организация уборки, обеспечение чистоты и порядка в хххх возложены на МУ «хххх Администрации хххх

Доводы жалобы о том, что Администрацией города и его структурным подразделением принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не являются обоснованными, поскольку не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной законом, так как являются нерегулярными, недостаточными, не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории, что подтверждается актами обследования несанкционированного размещения отходов, информацией о несанкционированных свалках на территории хххх района г.Улан-Удэ (л.д. 35-37), представленными суду фотографиями.

Вывод решения о том, что принятые Администрацией хххх меры, в том числе его структурным подразделением МУ «хххх Администрации хххх», не являются достаточными, необходимыми для надлежащего санитарного состояния указанных в иске территорий, является правильным, поскольку сам факт существования свалок свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрацией обязанности по организации санитарной очистки города. В связи с этим не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что ответчиком в полной мере осуществлены необходимые управленческие функции в области сбора и вывоза бытовых отходов и очистки территории.

Ссылка на надлежащее нормативно-правовое регулирование со стороны Администрации также не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из материалов дела и сложившейся ситуации, существующее нормативное регулирование, осуществляемое Администрацией, не обеспечивает в полной мере возможности пресечения возникновения несанкционированных свалок.

Доводы жалобы о том, что граждане и юридические лица обязаны обеспечивать чистоту и порядок на территории муниципального образования, также не свидетельствуют о неправильности выводов суда, так как ответчиком не доказан факт нахождения несанкционированной свалки исключительно на прилегающей к частным домовладениям территории, либо на территории организаций; кроме того обязанность указанных лиц убирать соответствующую территорию не свидетельствует об освобождении ответчика от осуществления полномочий, определенных вышеназванными нормами права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам отмене не подлежит.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 11 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Урмаева Т.А.

Судьи коллегии Хаыкова И.К.

Бухтиярова В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200