ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
<...>
дело № 33-3117
<...>
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 декабря 2010 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Шагдаровой Т.А.
судей Казанцевой Т.Б., Куницыной Т.Н.
при секретаре Петруниной Б.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аюржанаева Андрея Агвановича к Военному комиссариату Республики Бурятия о понуждении произвести перерасчет пенсии, выплате суммы недополученной пенсии с учетом уровня инфляции,
по кассационной жалобе Аюржанаева А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 12 октября 2010 года, которым в удовлетворении иска Аюржанаеву А.А. отказано,
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., объяснения Аюржанаева А.А., представителя ответчика - Попович А.А., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Аюржанаев А.А., обращаясь в суд, просил произвести ему перерасчет пенсии за период с 01.01.1996г. по 30.06.1996г. и выплатить сумму недополученной пенсии с учетом инфляции за указанный период, мотивировав свои исковые требования тем, что он является пенсионером МО РФ, при перерасчете ему пенсии за период с 01.01.1996г. до 31.06.1996г. военный комиссариат неправильно применил ст.49 Закона РФ от 12.02.1993. и неправильно не взят во внимание размер МРОТ, который изменялся в указанный период ежемесячно, в связи с чем в расчет пенсии взят 10-кратный размер МРОТ в размере <...> руб. вместо <...> руб. с 01.01.1996г. и <...> руб. с 01.04.1996г. до 01.07.1996г. Недополученная сумма пенсии выплачивается за прошлое время без ограничения срока.
В судебном заседании Аюржанаев А.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Горохов В.М. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что правовой механизм реализации закона о порядке индексации пенсии военнослужащим в связи с повышением МРОТ не установлен, а изменение размера пенсии по двум основаниям одновременно законодателем на указанный истцом период не предусматривалось, решением суда от 2006г. за данный период уже был произведен перерасчет пенсии, в связи с чем просил в удовлетворении иска отказать.
Районный суд в удовлетворении исковых требований Аюржанаеву А.А. отказал.
Аюржанаев А.А. в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что при вынесении решения суд оставил без внимания и оценки его доводы о том, что, основания для пересмотра пенсии возникли не одновременно, судом ранее было установлено другое основание для пересмотра размера пенсии, в рассматриваемый период пенсии не изменялись и не индексировались, в то время как изменялся размер МРОТ, что судом не было учтено при вынесении решения.
В заседании суда кассационной инстанции Аюржанаев А.А. поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение суда отменить и обязать военный комиссариат произвести перерасчет пенсии.
Представитель ответчика - Военного комиссариата Р.Б. Попович А.А. в заседании суда кассационной инстанции возражал против доводов кассационной жалобы, указав на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доклад, пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", установил, что решением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 12.10.2006г. были удовлетворены исковые требования Аюржанаева А.А. и на Военный комиссариат РБ была возложена обязанность на основании ч.1 п.б ст.49 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1995г. по 28.02.1998г., исходя из должностного оклада, увеличившегося на <...>%, который был фактически произведен ответчиком, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для повторного перерасчета размера пенсии истцу за период с 01.01.1996г. по 30.06.1996г. в связи с увеличением размера минимального размера оплаты труда.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым дополнить мотивировочную часть решения суда.
Статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (в ред., действовавшей до 1 июля 1996 г.) предусматривалось, что для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Кроме того, для исчисления пенсии в состав денежного довольствия включается месячная стоимость продовольственного пайка. Указанное денежное довольствие, не превышающее десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50%.
Порядок определения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления (в ред., действовавшей до 1 июля 1996 г.) пенсии уволенным со службы военнослужащим исчислялись из суммы их денежного довольствия, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном п. 11 данного Постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, не превышающая десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета пенсии, учитывалась при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50%.
В силу подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 (в ред., действовавшей до 1 июля 1996 г.), если имелось основание для пересмотра, ранее назначенные пенсии пересчитывались по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, определялась исходя из размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством по состоянию на день, с которого производился перерасчет пенсий.
Согласно приведенным выше положениям нормативных правовых актов, действовавших до 1 июля 1996 г., увеличение минимального размера оплаты труда не являлось самостоятельным основанием для пересмотра пенсий, поскольку минимальный размер оплаты труда применялся исключительно для определения суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий при их назначении или пересмотре.
Основания пересмотра пенсий предусмотрены ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. В соответствии с этой статьей (в ред., действовавшей до 1 января 2008 г.) пенсии подлежали пересмотру:
а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
При одновременном возникновении двух оснований для пересмотра назначенных пенсий пересчет производился только по одному из оснований.
Статьей 2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 г. N 1799-I, действовавшего до 1 января 2005 г., было установлено, что государственные пенсии являются самостоятельным объектом индексации, так же как и оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, причем для каждого объекта индексации установлен соответствующий источник средств для индексации (ст. 8 Закона РСФСР). Таким образом, индексация оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций не могла служить основанием для индексации государственных пенсий.
Вместе с тем ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-I предусматривала, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).
Поскольку пенсии гражданам, уволенным с военной службы, пересматривались одновременно с увеличением (индексацией) окладов денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе, которые увеличивались (индексировались) при повышении стоимости жизни и оплаты труда, повторный пересмотр пенсий по одному и тому же основанию невозможен.
При таких обстоятельствах, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам кассационной жалобы, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 12 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аюржанаева Андрея Агвановича - без удовлетворения.
Председательствующий: Шагдарова Т.А.
Судьи: Казанцева Т.Б.
Куницына Т.Н.