РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Доржиева Л.Б.
Дело № 33 - 3139 поступило хххх
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2010 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Шагдаровой Т.А., Куницыной Т.Н., Ивановой В.А., с участием прокурора Налетовой М.М., при секретаре Очировой Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора хххх района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «хххх» о понуждении в создании единой дежурно-диспетчерской службы района по кассационному представлению помощника прокурора хххх района РБ Нимаевой Э.Ю. на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 22 октября 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора хххх района РБ отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения прокурора Налетовой М.М., представителя хххх МЧС хххх Стулевой Е.Н. (по доверенности), ознакомившись с кассационным представлением, возражениями представителя администрации МО «хххх», материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, прокурор хххх района РБ просит обязать Администрацию МО «хххх» создать единую дежурно-диспетчерскую службу района.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению федерального законодательства об обеспечении комплексной безопасности населения района от последствий чрезвычайных ситуаций. В холе проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы МО «хххх» хххх от 23.03.2007 года на территории района создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе хххх отряда хххх ГНС РБ. Однако, в настоящее время на основании письма директора хххх по делам ГО, ЧС и ОПБ от 18.06.2010 года функции ЕДДС сняты с отрядов ГПС. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно п. 8 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением правительства РБ от 20.09.2004 г. № 217 органами повседневного управления ТП РСЧС РБ на местном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Размещение органов управления ТП РСЧС РБ в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно Концепции создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», утвержденной распоряжением правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1240-р, ЕДДС входят в соответствующие организационно-штатные структуры органов местного самоуправления специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, законодателем установлена обязанность муниципальных образований создать единые дежурно-диспетчерские службы, а также материально-техническую базу для осуществления ЕДДС своей деятельности - технические средства управления, средства связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемые в постоянной готовности к использованию.
Незаконное бездействие администрации МО «хххх» при создании ЕДДС ставит под угрозу конституционные права граждан на охрану здоровья, обеспечения безопасности их жизни.
В судебном заседании помощник прокурора хххх района Нимаева Э.Ю. требования прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель администрации МО «хххх» исковые требования прокурора не признал, пояснив, что ни в одном законе не указаны конкретные сроки создания ЕДДС в муниципальном образовании. Кроме того, в настоящее время в хххх районе существует ЕДДС на базе телефонного номера «01», которая полностью обеспечивает потребности населения.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационном представлении прокурор хххх района Нимаева Э.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В возражениях на кассационное представление представитель администрации МО «хххх район» Дамбиев Ж.Б. полагает доводы представления необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор Налетова М.М. поддержала доводы представления, просила решение суда отменить, представитель хххх МЧС хххх Стулева Е.Н. поддержала доводы прокурора, считает решение суда незаконным и необоснованным. Представитель МО «хххх» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения кассационного представления извещен надлежащим образом. Ранее, в суде кассационной инстанции 08.12.2010 г. с кассационным представлением не согласился, полагал, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам находит, что решение подлежит отмене, как постановленное в результате неправильного толкования материального права.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отказывая Прокурору хххх района в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что фактически на территории муниципального образования ЕДДС создана на базе ПЧ № 12 хххх отряда хххх ГПС РБ на базе единого телефонного номера «01», изложенные в иске прокурора нормативно-правовые акты не содержат прямого указания о невозможности создания ЕДДС в ином порядке, чем предусмотрено Приказами МЧС РФ № 428, 553, 270. Нормативными актами конкретные сроки создания ЕДДС не установлены, финансирование создания такой службы должно осуществляться за счет средств РФ и субъекта РФ, создание системы носит комплексный характер, требования прокурора о создании ЕДДС заявлены преждевременно, что ЕДДС в хххх районе существует и функционирует с 2007 года на базе телефонного номера «01, и отсутствие ЕДДС на базе номера «112» в районе не ущемляет и не нарушает права свободы граждан. Кроме того, ранее прокурор уже предъявлял подобный иск, но производство по делу было прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований.
Между тем данные выводы нельзя признать правильными.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гражданам Российской Федерации гарантировано право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; право обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно требованиями п.п. 7 и 21 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее единой системы) утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794. Согласно данному Порядку единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, муниципальном и объектовом уровне (п. 3).
На каждом уровне создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения (п.6).
Координационными органами единой службы являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (п.п.7-9). Постоянно действующие органы единой службы определены в п. 10 Порядка.
Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. (п. 11)
Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
В зависимости от наличия или отсутствия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы единой системы функционируют в различном режиме, так, при отсутствии угрозы - они функционируют в режиме повседневной деятельности, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций - в режиме повышенной готовности, при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций - в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.34 вышеуказанного Порядка финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества, в соответствии с законодательством РФ.
Требование о создании на муниципальном уровне единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) содержится и в Положении «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Бурятия» утвержденном постановлением правительства Республики Бурятия от 20.09.2004 г. № 217
При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, являются обоснованными.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой хххх района РБ проверки установлено, что постановлением главы МО «хххх» хххх от 23.03.2007 г. на территории района создана ЕДДС на бае ПЧ № 12 хххх отряда № 1 ГПС РБ. Таким образом функции ЕДДС района выполняют диспетчеры ПЧ № 12 хххх отряда № 1 ГПС РБ. Однако на основании письма директора хххх по делам ГО, ЧС и ОПБ от 18.06.2010 г. в целях пожарной безопасности и особенно в связи с ухудшением лесопожарной обстановки в Республике Бурятия с 01 июля 2010 г. функции ЕДДС сняты с отрядов ГПС Республики Бурятия. Указанное означает, что при одновременном возникновении на территории района чрезвычайной ситуации и пожара диспетчеры ГПС будут выполнять свои непосредственные функции, связанные с организацией тушения пожаров, что создает непосредственную угрозу безопасности населения МО «хххх».
С учетом изложенного выводы суда о том, что ЕДДС на территории района фактически создана, не могут быть признаны обоснованными. Нельзя согласиться и с доводами суда первой инстанции и администрации муниципального образования о том, что директор хххх по делам ГО, ЧС и ОПБ не уполномочен своим письмом отменить действия приказов МЧС, правительства РБ, согласно которым организация функционирования ЕДДС на базе телефонного номера «01» возложена на начальников региональных центров по делам ГО, ЧС и ОПБ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, поскольку действующими нормативными актами на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы
Оценивая вышеизложенные обстоятельства, нельзя признать убедительной и ссылку суда на то, что не определены сроки создания ЕДДС, что обращение прокурора с данным заявлением является преждевременным.
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального района «хххх» не исполняются возложенные на нее полномочия по решению вопросов местного значения по созданию постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а именно, органа повседневного управления - единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района. Невыполнение требований о создании ЕДДС на территории МО «хххх» нарушает права населения района на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем заявление прокурора является обоснованным.
Что касается имеющегося в материалах дела постановления о прекращении производства по делу от 16.11.2006 г. в связи с отказом прокурора от иска о понуждении администрации МО «хххх» создать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования, то оно не является препятствием для обращения прокурора в суд, поскольку изменились основания иска. Кроме того, как видно из материалов дела, прокурор отказывался от иска в 2006 году в связи с пояснениями главы администрации МО «хххх» о том, что в бюджете хххх района предусмотрено финансирование мероприятий по созданию ЕДДС.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать правильным, оно подлежит отмене, а поскольку установление новых обстоятельств по делу не требуется, судебная коллегия полагает возможным, отменив решение, постановить по делу новое - об удовлетворении заявленных Прокурором хххх района РБ требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 22 октября 2010 года отменить, постановить по делу новое решение: требования прокурора хххх района Республики Бурятия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования «хххх» по созданию единой дежурно-диспетчерской службы района.
Обязать администрацию муниципального образования «хххх» создать единую дежурно-диспетчерскую службу района.
Председательствующий: Т. А. Шагдарова
Судьи: Т.Н. Куницына
В.А. Иванова