ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Гончикова И.Ч.
дело №33-3099 поступило хххх
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующей Урмаевой Т.А.
и судей коллегии Базарова В.Н., Бухтияровой В.А.,
при секретаре Батагаевой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 29 декабря 2010 г.
дело по кассационной жалобе Магдеевой О.Д. и Магдеевой К.Г. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 июня 2010 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Магдеевой О.Д., Магдеевой К.Г. отказать.
Заслушав доклад судьи Бухтияровой В.А., ознакомившись с материалами дела, выслушав Магдееву О.Д., представителя Уланхххх КЭЧ района Суворову Л.Л., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магдеева О.Д., действующая за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери М.. и Магдеева К.Г. обратились в суд с иском к хххх КЭЧ района, хххх квартирно-эксплуатационному управлению, хххх квартирно-эксплуатационному управлению Министерства хххх, Министерству обороны хххх об обеспечении их готовым жильем хххх. В обоснование своих исковых требований истица Магдеева О.Д. ссылалась на то, что она проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ с 16.09.1988 г. по 29.09.2005 г. Уволена приказом командира в/ч хххх от 14.09.2005 г. по достижению предельного возраста пребывания на военной службе; приказом от 26.09.2005 г. исключена из списков личного состава части, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку имеет выслугу в льготном исчислении 25 лет. Она состоит на учете как нуждающаяся в жилье с 1990 года; в 2004 году включена в состав кандидатов на участие в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», однако до настоящего времени жильем не обеспечена, сертификат ею не получен. По ее мнению, порядок обеспечения военнослужащих жильем не ограничивается только выдачей сертификата, такое право может быть реализовано и путем получения готового жилья, для чего были оформлены документы на получение готового жилья по избранному месту жительства в хххх на нее саму и двоих детей. В апреле 2009 года начальником хххх гарнизона пакет документов направлен в адрес хххх КЭУ, но до настоящего времени какие-либо сведения о движении документов не поступили.
В судебном заседании Магдеева настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчики в суд не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, Магдеевы подали кассационную жалобу, в которой просили решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на доводы, аналогичные показаниям, данными истицей Магдеевой О.Д. в судебном заседании. Так, истица полагает, что ее желание получить готовое жилье является достаточным основанием для предоставления квартиры в хххх. Указывает на то, что законодатель предоставляет военнослужащему право либо состоять на учете в уполномоченных органами исполнительной власти организациях Министерства обороны или в органах местного самоуправления, а также ссылается на то, что Постановлением Правительства РФ № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, в соответствии с которыми согласие военнослужащих на получение жилья от органов местного самоуправления избранного постоянного места жительства должно быть выражено в форме рапорта по команде и заявления на имя главы муниципального образования; она же такое согласие на получение жилья выразила. Указала и на то, что денежная компенсация за поднаем жилья должна выплачиваться вне зависимости от того, где военнослужащий состоит на учете. Полагала, что вопрос о ее постановке на очередь на получение жилья в органах Министерства Обороны, а не в органах местного самоуправления в хххх получил разрешение в решении Октябрьского районного суда от 02 июня 2009 г. и кассационном определении от 22.07.2009 г. Автор жалобы сослалась и на Приказ Министра Обороны РФ № 80, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, согласно которой учет нуждающихся в получении жилья осуществляется жилищными комиссиями воинских частей, при этом обязанностью командира является реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы. Наконец, просила учесть, что ее ходатайство о привлечении к участию в деле жилищной комиссии воинской части осталось без внимания.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом вторым указанной статьи предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. В случае и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 г.) утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно пунктов 6 - 8 указанных Правил определены основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений и право таких граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом пунктом 9 предусмотрена постановка на учет указанных лиц органами местного самоуправления по их личному заявлению. Порядок постановки на учет нуждающихся и предоставления им жилых помещений в соответствии с указанными Правилами предусматривает регистрацию и постановку на очередь на получение жилых помещений военнослужащих органом местного самоуправления того субъекта, который избран военнослужащим для постоянного его места жительства.
Как видно из материалов дела, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что истцы не состоят в очереди на получение жилья по месту избранного ими постоянного места жительства - в хххх, а потому на ответчиков не может быть возложена обязанность по обеспечению их готовым жильем в указанном месте.
При этом доводы истцов о праве выбора способа обеспечения жильем в зависимости от желания военнослужащего и ссылки на подтверждающие это соответствующие нормативные акты не свидетельствуют о незаконности вынесенного решения, поскольку не означают, что при желании военнослужащего получить готовое жилье в избранном им месте жительства не должен соблюдаться существующий порядок предоставления жилья, установленный Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном ими постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054.
Вывод суда судебная коллегия считает правильным, он соответствует вышеприведенным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Нормы права правильно применены судом, неверного применения норм материального и процессуального права по делу не усматривается.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права, а потому основаниями для отмены решения суда не являются.
Ссылка в жалобе на решение Октябрьского районного суда и кассационное определение Верховного суда Республики Бурятия не может быть принята во внимание, поскольку указанные состоявшиеся решения не устанавливали обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, ими разрешен иск Магдеевой о взыскании компенсации за поднаем жилья. Выводы, содержащиеся в этих решениях не свидетельствуют о том, что истцы имеют право на получение квартиры в хххх без соблюдения установленного порядка и без постановки на учет в хххх.
Ссылка автора жалобы на Постановление Правительства РФ Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены решения суда, поскольку данное Постановление регулирует вопросы реализации государственных жилищных сертификатов; предметом же настоящего дела является вопрос о предоставлении Магдеевым готового жилья в хххх. Постановление Конституционного Суда, на который ссылается в жалобе ее автор, также не опровергает выводы суда. Обжалуемое истцами решение не умаляет права Магдеевых на обеспечение их жилым помещением, которые они вправе реализовать в установленном законом порядке.
Ссылка в жалобе на Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденную Приказом Министра Обороны РФ № 80 также необоснованна, поскольку она разрешает вопросы обеспечения жильем военнослужащих в период прохождения ими военной службы; в настоящее время данная Инструкция утратила силу.
Непривлечение к участию в деле жилищной комиссии войсковой части не привело к неправильным выводам суда и нарушению прав Магдеевых, а потому данное обстоятельство также не является основанием для отмены решения суда.
Другие доводы жалобы не имеют правового значения для дела, они лишь выражают несогласие с выводами суда.
При таких обстоятельствах решение суда не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 28 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Урмаева Т.А.
Судьи коллегии Базаров В.Н.
Бухтиярова В.А.