Дело № 33-3067
Судья Хаптахаева Л.А.
В Е Р Х О В Н Ы Й С У ДР Е С П У Б Л И К И Б У Р Я Т И Я
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Пащенко Н.В.,
судей Хаыковой И.К., Булгытовой С.В.
при секретаре Денисовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 22 декабря2010 г.
дело по иску прокурора в интересах Михахановой А.В. и Васильевой А.А. к территориальному подразделению местной администрации и Администрации муниципального образования о предоставлении жилого помещения
по кассационнойжалобе территориального подразделения местной администрации
на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 26 августа 2010г, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя территориального подразделения местной администрации и Администрации муниципального образования Ивановой В.М., действующей на основании доверенностей, прокурора Налетовой М.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор обратился в суд с иском в интересах Буханаевой (Михахановой) А.В. и Васильевой А.А. о возложении на Администрацию муниципального образования в лице структурного подразделения и территориальное подразделение местной администрации обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма вне очереди в размере установленной учетной нормы на каждого члена семьи.
Районный суд постановил решение об удовлетворении иска.
В кассационной жалобе территориальное подразделение местной администрации просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суде кассационной инстанции представитель территориального подразделения местной администрации и Администрации муниципального образования Иванова В.М. поддержала доводы кассационной жалобы, прокурор Налетова М.М. полагала решение суда постановленным правильно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, регулирующей предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
В силу пункта 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Из пункта 44 следует, что необходимыми элементами процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям являются: составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В материалах дела имеется заключение межведомственной комиссии от 5 сентября 2008 г. № 16-2а, назначенной приказом Федерального агентства по образованию от 27.08.2008 г. № 1093, о том, что здание общежития, в котором проживали истицы, непригодно для постоянного проживания и необходим его снос, в связи с чем Приказом Федерального агентства по образованию от 19.11.2008 г. № 162-1 данное здание признано аварийным и подлежащим сносу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении иска, а доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права несостоятельны.
Ссылка в жалобе на то, что обязанность по предоставлению истцам жилого помещения должна быть возложена на собственника признанного аварийным здания общежития, необоснованна, поскольку в силу ст.86 Жилищного кодекса РФ такая обязанность возлагается на органы государственной власти или местного самоуправления, принявшие решение о сносе дома, только в том случае, если граждане не состояли на учете нуждающихся в жилом помещении, однако истцы по данному делу состояли на учете в территориальном подразделении местной администрации с 1987 г., поэтому суд правомерно возложил обязанность по предоставлению им жилья на органы местного самоуправления.
Данный вывод соответствует положениям ст.14 Жилищного кодекса РФ и ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Решение суда о возложении обязанности по предоставлению жилья на администрацию муниципального образования принято не только потому, что здание общежития подлежит сносу, но и с учетом того, что истцы состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, поэтому ссылка в жалобе на то, что законом не предусмотрена такая обязанность органов местного самоуправления в связи со сносом жилых помещений государственного жилищного фонда, противоречит выводам суда.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения при разрешении спора норм ст.ст.86-88 Жилищного кодекса РФ и предоставления равнозначного по площади жилого помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку в обоснование иска указано на положения п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ в связи с тем, что истец Михаханова А.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 1987 г. и проживает с Васильевой А.А. в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, что является основанием для предоставления ей другого жилого помещения по договору социального найма согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а не в силу указанных в жалобе норм права.
Решение суда о возложении на ответчиков соответствующей обязанности не нарушает прав и законных интересов Федерального агентства по образованию, в связи с чем доводы жалобы о непривлечении данного органа к участию в деле и нарушении тем самым п.4 ч.2 ст.364 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат отклонению.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части возложения обязанности на территориальное подразделение местной администрации подлежит отмене в связи с тем, что законом предоставление жилых помещений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, каковым территориальное подразделение местной администрации не является в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 26 августа 2010 г. отменить в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на территориальное подразделение местной администрации и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора в указанной части.
В остальной части данное решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу территориального подразделения местной администрации - без удовлетворения.
Председательствующий: Пащенко Н.В.
Судьи: Булгытова С.В.
Хаыкова И.К.