РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Ихисеева М.В.
Дело № 33 - 201 поступило хххх
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Кротовой Л.М..,
судей коллегии Казанцевой Т.Б, Бухтияровой В.А.,
с участием прокурора Болдоевой Э.В.,
при секретаре Батагаевой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 26 января 2011 года дело по кассационному представлению помощника хххх межрайонного прокурора хххх Бадмажаповой С.Б. на решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 09 декабря 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Гусиноозерскому межрайонному прокурору отказать.
Заслушав доклад судьи коллегии Бухтияровой В.А., выслушав прокурора Болдоеву Э.В., пояснения представителей МО «хххх» по доверенности Дашиева и Карасева, представителя Главного управления хххх по доверенности Стулевой Е.Н., представителя хххх по делам ГО, хххх по доверенности Шульгина Ф.И., ознакомившись с кассационным представлением, материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, хххх межрайонный прокурор хххх просит обязать Администрацию МО «хххх» создать единую дежурно-диспетчерскую службу района. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению федерального законодательства об обеспечении комплексной безопасности населения района от последствий чрезвычайных ситуаций. В ходе проверки установлено, что в соответствии с Постановлением администрации МО «хххх от 23.10.2006 года в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Бурятия № 150-р от 05.03.2004 г. на территории муниципального образования создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе диспетчерской службы «01» хххх ОГПС-9. Однако в настоящее время на основании письма директора хххх делам ГО, хххх от 18.06.2010 года функции ЕДДС сняты с отрядов ГПС Республики Бурятия. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно п. 8 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением правительства РБ от 20.09.2004 г. № 217 органами повседневного управления ТП РСЧС РБ на местном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Размещение органов управления ТП РСЧС РБ в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно Концепции создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», утвержденной распоряжением правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1240-р, ЕДДС входят в соответствующие организационно-штатные структуры органов местного самоуправления специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, по мнению прокурора, законодателем установлена обязанность муниципальных образований создать единые дежурно-диспетчерские службы, а также материально-техническую базу для осуществления ЕДДС своей деятельности - технические средства управления, средства связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемые в постоянной готовности к использованию.
Прокурор просит учесть, что незаконное бездействие администрации МО «хххх» при создании ЕДДС ставит под угрозу конституционные права граждан на охрану здоровья, обеспечения безопасности их жизни.
В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Бадмажапова С.Б. требования прокурора поддержала в полном объеме.
Представители администрации МО «хххх» Карасев и Дашиев возражали против заявленных требований, указав, что законодательно вопросы о конкретных сроках создания ЕДДС в муниципальном образовании не разрешены. Просили учесть, что в настоящее время в районе существует ЕДДС на базе телефонного номера «01», которая полностью обеспечивает потребности населения.
Городской суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор Болдоева Э.В. поддержала доводы представления, просила решение суда отменить, представители хххх управления МЧС хххх Стулева Е.Н. и ГУ РБ по делам ГО, ЧС и ОПБ Шульгин Ф.И поддержали доводы прокурора, считают решение суда незаконным и необоснованным. Представители МО «Селенгинский район» возражали против доводов кассационного представления, просили оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, прокурора, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит, что решение подлежит отмене, как постановленное в результате неправильного толкования материального права.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отказывая хххх прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что прокурором не доказано обстоятельство бездействия ответчика, поскольку фактически на территории муниципального образования ЕДДС в 2006 году создана на базе диспетчерской службы «01» хххх ОГПС-9; изложенные в иске прокурора нормативно-правовые акты не содержат прямого указания об обязанности создания ЕДДС при органе местного самоуправления; финансирование создания такой службы должно осуществляться за счет средств РФ и субъекта РФ, поэтому требования прокурора о создании ЕДДС заявлены необоснованно, в настоящее время ЕДДС на территории муниципального района функционирует.
Между тем, данные выводы нельзя признать правильными.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гражданам Российской Федерации гарантировано право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; право обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно требований пунктов 7 и 21 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее единой системы) утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794. Согласно данному Порядку единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, муниципальном и объектовом уровне (п. 3). На каждом уровне создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения (п.6).
Координационными органами единой службы являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (п.п.7-9). Постоянно действующие органы единой службы определены в п. 10 Порядка.
Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (п. 11). Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. В зависимости от наличия или отсутствия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы единой системы функционируют в различном режиме; так, при отсутствии угрозы - они функционируют в режиме повседневной деятельности, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций - в режиме повышенной готовности, при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций - в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.34 вышеуказанного Порядка финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества, в соответствии с законодательством РФ.
Требование о создании на муниципальном уровне единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) содержится и в Положении «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Бурятия» утвержденном постановлением правительства Республики Бурятия от 20.09.2004 г. № 217
При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, являются обоснованными.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной межрайонным прокурором проверки установлено, что Постановлением главы МО «хххх от 23.10.2006 г. на территории района создана ЕДДС на базе диспетчерской службы «01» хххх ОГПС-9. Таким образом, функции ЕДДС района выполняют диспетчеры указанного ОГПС. Однако на основании письма директора хххх учреждения хххх по делам ГО, хххх от 18.06.2010 г. в целях пожарной безопасности и особенно в связи с ухудшением лесопожарной обстановки в Республике Бурятия с 01 июля 2010 г. функции ЕДДС сняты с отрядов ГПС Республики Бурятия. Указанное означает, что при одновременном возникновении на территории района чрезвычайной ситуации и пожара диспетчеры ГПС будут выполнять свои непосредственные функции, связанные с организацией тушения пожаров, что создает непосредственную угрозу безопасности населения МО «хххх».
С учетом изложенного, выводы суда о том, что ЕДДС на территории района фактически создана, не могут быть признаны обоснованными. Нельзя согласиться и с доводами суда первой инстанции и администрации муниципального образования о том, что директор хххх учреждения РБ по делам ГО, хххх не уполномочен своим письмом отменить действия приказов МЧС, правительства РБ, согласно которым организация функционирования ЕДДС на базе телефонного номера «01» возложена на начальников региональных центров по делам ГО, ЧС и ОПБ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, поскольку действующими нормативными актами на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального района «хххх» не исполняются возложенные на нее полномочия по решению вопросов местного значения по созданию постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а именно, органа повседневного управления - единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района. Невыполнение требований о создании ЕДДС на территории МО «хххх» нарушает права населения района на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем заявление прокурора является обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать правильным, оно подлежит отмене, а поскольку установление новых обстоятельств по делу не требуется, судебная коллегия полагает возможным, отменив решение, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных хххх межрайонным требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 09 декабря 2010 года отменить; вынести по делу новое решение, которым исковые требования хххх межрайонного прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования «хххх» по созданию единой дежурно-диспетчерской службы района.
Обязать администрацию муниципального образования «хххх» создать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования при органе местного самоуправления.
Председательствующий: Л.М.Кротова
Судьи: Т.Б.Казанцева
В.А. Бухтиярова