ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Гармаева Н.Л.
Дело № 33-229 поступило ...
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А.,
судей Пащенко Н.В. и Бухтияровой В.А.,
при секретаре Забелиной Т.Т.,
с участием прокурора Налетовой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 24 января 2011 г.
дело по кассационной жалобе представителя Администрации ... Адактуевой С.П. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от
02 декабря 2010 г., которым постановлено:
Исковое заявление прокурора ... района г.Улан-Удэ удовлетворить. Обязать МУ «...» организовать уборку мусора и ликвидацию несанкционированных свалок, принять меры по ликвидации свалок, организации уборки - сбора и вывоза мусора, образовавшихся на земельных участках в микрорайоне ... в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу. | |
Заслушав доклад судьи Бухтияровой В.А., выслушав представителя МУ «...» Адактуеву С.П., действующую на основании доверенности, представителя прокуратуры Налетову М.М., представителя ... по доверенности Дашинорбаеву Е.Е., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор ... района г.Улан-Удэ обратился в суд с четырьмя исками в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «...» об обязании в разумный срок принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на земельных участках в микрорайоне ...
Определением от 11.10.2010 г. производство по четырем искам было объединено в одно.
В дальнейшем исковые требования были уточнены: прокурор просил обязать ответчика в разумные сроки принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на указанных в иске участках.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды с привлечением специалистов государственного экологического, геологического и водного контроля и надзора ..., Комитета городского хозяйства Администрации ..., Администрации ... района ... установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «...» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок. При проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельных участках в микрорайоне ... располагаются несанкционированные свалки. Выявленные свалки нарушают п.п. 2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88. В соответствии со ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 13 ФЗ РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ и п.25 ст.5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения города Улан-Удэ.
Предъявление иска направлено на защиту конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.
В судебном заседании представитель истца Габаева Д.Н. поддержала исковые требования.
Представитель Администрации ... Адактуева С.П. возражала против заявленных требований.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика Адактуева С.П. просит решение суда отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на неправильное толкование судом норм права, что привело, по ее мнению, к вынесению незаконного и необоснованного решения. Так, указала, что суд неправомерно возложил на ответчика обязанность по непосредственной ликвидации свалки; на то, что действующее законодательство не предусматривает в перечне полномочий органов местного самоуправления городского округа обязанность по ликвидации свалок. В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых промышленных отходов. «Организация» как полномочие органа местного самоуправления подразумевает нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности, а также создание муниципальных предприятий и учреждений, формирование и размещения муниципального заказа для осуществления указанной деятельности. Также ссылается на то, что в настоящее время ответчиком созданы все необходимые условия для сбора, вывоза мусора, а также для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; на то, что обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального образования возложена законодательством на физических и юридических лиц; на отсутствие причинно-следственной связи между наличием несанкционированной свалки бытовых отходов и исполнением полномочий Администрации ... и на недоказанность прокурором района обстоятельств ненадлежащего осуществления ответчиком организации по сбору и вывозу бытовых отходов на территории города. Просила учесть, что в целях организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, предупреждения образования несанкционированных свалок созданы и осуществляют свою деятельность муниципальные автономные учреждения «Комбинаты по благоустройству» в трех районах города, для обеспечения сбора и вывоза мусора Комбинатами привлечено 26 самосвалов, 11 мусоровозов, 4 погрузчика, 7 бункеровозов, на территории частных домовладений г.Улан-Удэ Администрацией ... устанавливаются бункеры-накопители (всего на территории г.Улан-Удэ установлено 76), на территории трех районов г.Улан-Удэ Комитетом ... внедрена планово-регулярная система вывоза мусора, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в ... районе, завершается строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, в состав которого входят мусоросортировочные станции №1 и №2.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на ст.42 ЗК РФ, ст.8, 13 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.21 и 22 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.7 и 24 ФЗ «Об охране окружающей среды», на п.5 Устава г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения и полномочиям городского округа.
Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов №280-21 от 21.04.2010 г. общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов. Контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации ... осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений. Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет ... Администрации .... Согласно п.28.1 названных Правил контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации ... уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.
Согласно отраслевого перечня муниципальных услуг МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ № 72 от 26.02.2010 года, организация уборки, обеспечение чистоты и порядка в г.Улан-Удэ возложены на МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ».
Доводы жалобы о том, что Администрацией города и его структурным подразделением принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не являются обоснованными, поскольку не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной законом, так как являются нерегулярными, недостаточными, не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории, что подтверждается актами обследования несанкционированного размещения отходов, информацией о несанкционированных свалках на территории ... района г.Улан-Удэ (л.д....), представленными суду фотографиями.
Вывод решения о том, что принятые Администрацией ... меры, в том числе его структурным подразделением МУ «...», не являются достаточными, необходимыми для надлежащего санитарного состояния указанных в иске территорий, является правильным, поскольку сам факт существования свалок свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрацией обязанности по организации санитарной очистки города. В связи с этим не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что ответчиком в полной мере осуществлены необходимые управленческие функции в области сбора и вывоза бытовых отходов и очистки территории.
Ссылка на надлежащее нормативно-правовое регулирование со стороны Администрации также не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из материалов дела и сложившейся ситуации, существующее нормативное регулирование, осуществляемое Администрацией, не обеспечивает в полной мере возможности пресечения возникновения несанкционированных свалок.
Доводы жалобы о том, что граждане и юридические лица обязаны обеспечивать чистоту и порядок на территории муниципального образования, также не свидетельствуют о неправильности выводов суда, так как ответчиком не доказан факт нахождения несанкционированной свалки исключительно на прилегающей к частным домовладениям территории, либо на территории организаций; кроме того, обязанность указанных лиц убирать соответствующую территорию не свидетельствует об освобождении ответчика от осуществления полномочий, определенных вышеназванными нормами права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 02 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Урмаева Т.А.
Судьи коллегии Пащенко Н.В.
Бухтиярова В.А.