ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № ... поступило дд мм гггг
Судья Ходоева О.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 17 ноября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Пащенко Н.В.,
судей коллегии Бухтияровой В.А. и Семенова Б.С.,
при секретаре Калашниковой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора ... района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «... район», МО СП «...» о признании незаконным бездействия МО СП «...» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, о признании незаконным бездействия МО «... район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов, обязании МО СП «...» принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязании МО «... район» принятия мер по организации утилизации и переработке бытовых отходов
по кассационной жалобе главы МО «... район» Трифонова А.М.
на решение Тарбагатайского районного суда РБ от 21 октября 2010 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие МО СП «...» по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Признать незаконным бездействие МО «... район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов.
Обязать МО СП «...» организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных:
на расстоянии 3,5 км. от с. А на площади 2 га объемом 250 куб.м.;
на расстоянии 500 м. от с. А на территории протяженностью 400 м. шириной 50 м. объемом 200 куб. м.;
на расстоянии 200 м. от с. А на площади 5 га объемом 200 куб. м.;
на расстоянии 20 м. от с. Б напротив МТФ за ул. Заречная площадью 200 кв.м., объемом 50 куб.м.;
на ст. N площадью 6 кв.м. объемом 3 куб.м., в срок до 01.07.2011 года.
Обязать МО СП «...» организовать сбор и вывоз бытовых отходов, расположенных в с. А на ул. ..., возле дома № ... в 20 метрах на площади 10 кв.м., объемов 8 куб.м., в срок до 01.11.2010 года.
Обязать МО «... район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных:
на расстоянии 3,5 км. от с. А на площади 2 га объемом 250 куб.м.;
на расстоянии 500 м. от с. А на территории протяженностью 400 м. шириной 50 м. объемом 200 куб. м.;
на расстоянии 200 м. от с. А на площади 5 га объемом 200 куб. м.;
на расстоянии 20 м. от с. Б напротив МТФ за ул. ... площадью 200 кв.м., объемом 50 куб.м.;
на ст. N площадью 6 кв.м. объемом 3 куб.м., в срок до 01.07.2011 года.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения представителя МО «... район» Ванкеева Б.Ж., прокурора Болдоевой Э.В., представителя Бурприроднадзора Шадрина А.П., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав и интересах неопределенного круга на благоприятную окружающую среду. Требования мотивированы результатами совместной проверки с Бурприроднадзором, ТО Управления Роспотребнадзора по РБ при участии представителей органов местного самоуправления и обоснованы положениями Конституции РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ГОСТом 307772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» и СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»
В судебном заседании прокурор, представители надзорных органов исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель МО «... район» в полном объеме требования не признала. Не считает, что районная администрация бездействовала.
Представитель МО СП «...» требования прокурора признала частично.
Оба представителя просили установить срок устранения нарушений 01 января 2012 года, из-за отсутствия денежных средств и спецтехники.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе глава района просит отменить решение суда в части признании незаконным бездействия МО «... район» по организации утилизации и переработки бытовых отходов, считая, что доводы прокурора о бездействии опровергаются представленными документами.
В суде кассационной инстанции представитель МО «... район» доводы кассационной жалобы поддержал, указав, что в 2009 году и до августа 2010 года ООО «...» не имело специальной лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности, поэтому район не мог заключить с ними договор.
Прокурор и представитель Бурприроднадзора с доводами жалобы не согласились.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела и выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в части.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ст.21).
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно подпункта 14 пункта 1 статьи 15 того же ФЗ № 131 является обязанностью организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является обязанностью соответчика - МО «... район».
Анализ вышеуказанных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что экологическая функция местного самоуправления вообще представляет собой закрепленную законом компетенцию их органов по осуществлению комплекса вышеуказанных мероприятий.
При этом закон не связывает надлежащее исполнения организующих (публично-правовых) обязанностей органов местного самоуправления с наличием специальной лицензии или разрешения, как у самого органа, так и иных организаций, с которыми местное самоуправление находится в договорных (частно-правовых) отношениях.
Поэтому доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как не основанные на законе.
Доводы жалобы о том, что материалами дела установлено, что районная администрация не бездействует, также не могут быть приняты во внимание, поскольку сторона ответчиков не отрицает того факта, что несанкционированное складирование мусора имеет место, сбор, вывоз, утилизация и переработка его в настоящее время не производится и это отрицательно сказывается на экологическом благополучии населения.
Таким образом, решение суда постановлено на основе норм материального права, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Оснований к отмене решения суда коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Тарбагатайского районного суда РБ от 21 октября 2010 года по иску прокурора ... района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «... район», МО СП «...» о признании незаконным бездействия МО СП «...» по организации сбора и вывоза бытовых отходов, о признании незаконным бездействия МО «... район» по организации утилизации и переработке бытовых отходов, обязании МО СП «...» принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязании МО «... район» принятия мер по организации утилизации и переработке бытовых отходов оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи коллегии: В.А. Бухтиярова
Б.С. Семенов