С<...>
дело № 33-3126
<...>
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 декабря 2010г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Мурзиной Е.А.
судей Семенова Б.С., Казанцевой Т.Б.
при секретаре Петруниной Б.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 22 декабря 2010 г. гражданское дело по иску Прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «Поселок Онохой», ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ», Правительству РБ об обязании МО ГП «Поселок Онохой» принять в собственность и внести в реестр муниципального имущества подъезд от автомобильной дороги «Улан-Удэ-Ррмановка-Чита к п.Онохой (мостовые переходы через р.Уда и р.Шарлунка) и обязании ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» оказать МО ГП «Поселок Онохой» финансовую поддержку на ремонт моста через р.Уда
по кассационной жалобе представителя МО ГП «поселок Онохой» Грешиловой Г.В. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 26 октября 2010 г., которым постановлено:
Иск прокурора Заиграевского района РБ удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой» внести в реестр муниципального имущества МО ГП «Поселок Онохой» подъезд от автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка - Чита к пгт.Онохой (мостовые переходы через р.Уда и р.Шарлунка) (0+100 - 1 + 000).
Требования об обязании МО ГП «Поселок Онохой» принять в собственность подъезд от автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка - Чита к пгт.Онохой (мостовые переходы черед р.Уда и р.Шарлунка) и об обязании ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» оказать МО ГП «Поселок Онохой» финансовую поддержку на ремонт моста через р.Уда оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., прокурора Налетову М.М., объяснения представителей МО ГП «Поселок Онохой» Грешиловой Г.В., ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» Яблонского В.Ю., Правительства Республики Бурятия Вершинина П.А., администрации МО «Заиграевский район» Грешиловой Н.И. и Базарон Ч.В., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП «Поселок Онохой», ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» об обязании МО ГП «Поселок Онохой» об обязании принять в собственность и внести в реестр муниципального имущества подъезд от автомобильной дороги «Улан-Удэ-Романовка-Чита к п.Онохой (мостовые переходы через р.Уда и р.Шарлунка) и обязании ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» оказать МО ГП «Поселок Онохой»,финансовую поддержку на ремонт моста через р.Уда. требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Постановлением Правительства РБ от 11.11.2005г. № 357 «О передаче на безвозмездной основе в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия имущества государственной собственности Республики Бурятия в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти РБ и органами местного самоуправления в РБ» подъезд от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к пгт.Онохой (мостовые переходы через р.Уда р.Шарлунка) передан в собственность МО ГП «Поселок Онохой». В соответствии с данным Постановлением право собственности МО ГП «Поселок Онохой» на указанное имущество возникает со дня подписания передаточного акта, который администрацией поселения не подписан. ч.11 ст.154 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с разграничением полномочий» предусматривает в случае неподписания или непредставления в установленный срок органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточного акта утверждение его в одностороннем порядке.
Подъезд от автомобильной дороги к пгт.Онохой до настоящего времени не принят в собственность поселения, на ремонт и содержание моста не выделяются денежные средства, что привело к его аварийному состоянию, ставящему под угрозу безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье людей. Согласно техническому отчету ООО «Мостдорпроект» для ремонта моста требуется <...>., однако финансовая поддержка муниципальному образованию со стороны ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» не оказывалась.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Бобоева С.Р. дополнила исковые требования, поддержав также ранее заявленные требования, просила обязать МО ГП «Поселок Онохой» внести подъезд от автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка - Чита к пгт.Онохой в реестр муниципального имущества МО ГП «Поселок Онохой».
Представитель ответчика МО ГП «Поселок Онохой» по доверенности Грешилова Г.В. иск не признавала, указав, что мостовой переход через реку Уда не находится в границах поселения, а ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обязывает орган местного самоуправления поселения содержать дороги, мосты и иные транспортные сооружения только в границах поселения. Дорожная деятельность вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Ссылалась на то, что Постановление Правительства РБ № 357 о возникновении права собственности муниципальных образований на передаваемое имущество со дня подписания передаточного акта противоречит положениям ч. 11 ст. 154 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», разъясненным в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.06.2006г. и Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2007г. Сведения об удовлетворительном состоянии моста в момент его передачи в муниципальную собственность не соответствуют действительности. Объем бюджетных средств МО ГП «Поселок Онохой» не позволяет выделить деньги на ремонт моста. Администрацией МО ГП «Поселок Онохой» ведется реестр муниципального имущества, мостовые переходы в него не включены, отсутствие в данном реестре имущества означает то, что оно не является муниципальной собственностью. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» Яблонский В.Ю. исковые требования также не признал. Пояснил, что учреждение осуществляет целевое расходование средств республиканского бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства РБ № 357 подъезд от автомобильной дороги к п.Онохой передан в муниципальную собственность, с указанного момента не является автомобильной дорогой регионального значения, в связи с чем финансирование данного объекта будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Правительства Республики Бурятия Вершинин П.А. суду пояснил, что Постановление № 357 принято Правительством РБ во исполнение п.3 ч.1 ст.85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с ч. 11 ст.154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ""Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Каких-либо возражений и замечаний по поводу подписания акта от МО ГП «Поселок Онохой» нe поступало, акт подписан заместителем главы администрации МО «Заиграевский район». Мост передавался в удовлетворительном состоянии, его аварийность связана с неисполнением МО ГП «Поселок Онохой» обязанности по его содержанию и ремонту. Правовой механизм оказания финансовой поддержки местному бюджету закреплен в ст. 135 Бюджетного кодекса РФ (дотации, субсидии, субвенции). Законом РБ «О республиканском бюджете на 2010 год» не предусмотрено направление средств на содержание автодорог местного значения.
Представитель администрации МО «Заиграевский район» по доверенности Грешилова П.И. суду пояснила, что мостовые переходы находятся в границах МО ГП «Поселок Онохой», поэтому ответчика следует обязать принять их в собственность, внести в реестр муниципального имущества одновременно с оказанием финансовой поддержки на их ремонт.
Районный суд вынес вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель МО ГП «Поселок Онохой» Грешилова Г.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что Постановление правительства РБ №357 от 11.11.2005г. предусматривающее возникновение права собственности на передаваемые объекты с момента подписания передаточного акта, противоречит положениям ч.11 ст.154 ФЗ от 11.08.2004г. №122-ФЗ, разъясненным Конституционным судом РФ, которые предусматривают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Постановление правительства РБ №387 от 11.11.2005г. противоречит федеральному законодательству, поскольку не было получено согласие Совета депутатов муниципального образования ГП «Поселок Онохой» на принятие в муниципальную собственность спорного имущества. Получение такого согласования и подписание передаточного акта заместителем главы Заиграевского района противоречит ст.133 Конституции РФ, ограничивая права местного самоуправления. Односторонний акт приема-передачи не был передан в поселение. Мостовой переход для муниципальных нужд не используется и не граничит с населенным пунктом. В собственности поселений согласно п.2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» могут находиться автомобильные дороги, мосты и иные транспортные и инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, однако мостовой переход через р.Уда не находится в границах населенных пунктов муниципального образования, утвержденных в соответствии с генеральным планом МО ГП «Поселок Онохой», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов относится к вопросам местного значения муниципального района, потому МО ГП «Поселок Онохой» является ненадлежащим ответчиком по делу. В установленном порядке перенос границ населенных пунктов не производился. Спорный мост находится в неудовлетворительном состоянии. В связи с изложенным заявитель жалобы просил решение суда отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации МО «Заиграевский район» Халзанов Л.В. указал о несогласии с доводами кассационной жалобы, сославшись на то, что ответчиком не приведены доказательства того, что мост находится за пределами населенного пункта п.Онохой. правовые отношения относительно передачи моста возникли между ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» и МО ГП «Поселок Онохой», которое и является надлежащим ответчиком.
В заседании суда кассационной инстанции представитель МО ГП «Поселок Онохой» Грешилова Г.В. доводы кассационной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав представителя МО ГП «Поселок Онохой» Грешилову Г.В., а также пояснения возражавших против удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда - прокурора Налетовой М.М., представителей ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ» Яблонского В.Ю., Правительства Республики Бурятия Вершинина П.А., администрации МО «Заиграевский район» Грешиловой Н.И. и Базарон Ч.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения.
В соответствии с п.п.2, 3 ст.212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Согласно п.3 ч.1 ст.85 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2008 года должны были обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность установлен ч. 11 ст.154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений, в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, указанным Федеральным законом установлено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
В целях исполнения указанных положений Федерального закона № 122-ФЗ постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005г. № 357 «О передаче на безвозмездной основе в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия имущества государственной собственности Республики Бурятия в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия» в собственность МО ГП «Поселок Онохой» передан подъезд от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к пгт.Онохой (мостовые переходы через р.Уда и р.Шарлаунка).
Судом при рассмотрении дела было установлено, что Акт о приёме-передаче подъезда от автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка -Чита к пгт.Онохой (мостовые переходы через р.Уда и р.Шарлунка) от 28.12.2005г. подписан руководством Республиканского дорожного агентства, на балансе которого находилось данное имущество в одностороннем порядке, что не противоречит порядку, установленному п.11 ст.154 ФЗ №122-ФЗ.
Статьей 154 ФЗ №122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Ч.11 ст.154 ФЗ №122-ФЗ установила, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. Пункт 2 Постановления Правительства РБ №357 установил, что право собственности муниципальных образований, перечисленных в приложении, на имущество возникает со дня подписания передаточного акта.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о том, что передача имущества - подъезда от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к пгт.Онохой (мостовые переходы через р.Уда и р.Шарлаунка) в собственность МО ГП «Поселок Онохой» фактически произведена, является верным. В силу прямого указания закона переход права собственности на спорные объекты к муниципальному образованию МО ГП «Поселок Онохой» следует признать состоявшимся, а право собсвтенности МО ГП «Поселок Онохой» возникшим с момента утверждения передаточного акта в одностороннем порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что положения постановления Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005г. № 357, предусматривающего возникновение права собственности с момента подписания передаточного акта, противоречат ч.11 ст.154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г. судебная коллегия не может в связи с изложенным принять во внимание, поскольку они не соответствуют содержанию указанной нормы закона, предусматривающей особые правила относительно момента возникновения права собственности.
Доводы жалобы о том, что мостовые переходы не находятся в границах населенных пунктов МО ГП «Поселок Онохой», в связи с чем не подлежали передаче в собственность данного муниципального образования, судом также не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства того, что на момент издания постановления Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005г. № 357 указанное утверждение соответствовало действительности, а также доказательства того, что были утверждены в установленном порядке границы населенных пунктов МО ГП «Поселок Онохой» суду представлены не были. При этом представленный суду генеральный план МО ГП «Поселок Онохой» не может быть принят во внимание, поскольку сведения о его утверждении в период спорных правоотношений суду не представлены, а представитель заявителя кассационной жалобы суду пояснила, что представленный генеральный план не утвержден до настоящего времени.
Доводы жалобы о том, что отсутствовало волеизъявление МО ГП «Поселок Онохой» на принятие в собственность спорных объектов также не могут приняты во внимание, поскольку МО ГП «Поселок Онохой», заявляя о несогласии с передачей имущества, до настоящего времени своего волеизъявления как субъект права не выразило, принятое постановление не обжаловало при отсутствии к тому препятствий, о чем обоснованно указано в решении суда первой инстанции.
При этом суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что судом дело рассмотрено в пределах заявленного предмета и оснований иска - о гражданско-правовых последствиях передачи имущества из собственности Республики Бурятия в собственность муниципального образования, законность постановления Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005г. № 357 предметом исследования не являлась, а у МО ГП «Поселок Онохой» не утрачена возможность оспорить его в установленном законом порядке.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что спорные мостовые переходы в Реестре республиканского имущества не значатся в связи с передачей в муниципальную собственность МО ГП «Поселок Онохой».
В силу п.11 ст.154 ФЗ №122-ФЗ подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
Согласно п.5 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.
Решением Совета депутатов МО ГП «Поселок Онохой» Заиграевского района РБ от 22.04.2009г. №30 утверждено положение «Об учете муниципального имущества МО ГП «Поселок Онохой», которое предусматривает в целях учета муниципального имущества ведение реестра муниципального имущества.
В связи с тем, что судом был установлен факт перехода в муниципальную собственность МО ГП «Поселок Онохой» спорного имущества, суд на основании указанных норм обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца об обязании включения подъезда от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к пгт.Онохой (мостовые переходы через р.Уда и р.Шарлаунка) в реестр муниципального имущества.
Все иные доводы жалобы по существу направлены на оспаривание постановления Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005г. № 357, для чего установлен иной судебный порядок, такие требования в рамках данного дела заявлены не были.
Кассационная жалоба не содержит ссылки на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы, изложенные в решении суда. При таких обстоятельствах решение, проверенное по доводам кассационной жалобы, отмене не подлежит.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, по данному делу не установлено.
Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 26 октября 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МО ГП «Поселок Онохой» Грешиловой Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.А. Мурзина
Судьи: Т.Б. Казанцева
Б.С. Семенов