о признании незаконным решения избирательной комиссии



ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Максимов А.А.

дело № 33-681 поступило ...

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2011 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Урмаевой Т.А.,

судейколлегии Ивановой В.А., Куницыной Т.Н.

при секретаре Забелиной Т.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлению Нечкина Н.Г. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии МО «Кабанский район» № 6 от <...> г., обязании ТИК МО «Кабанский район» зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты представительного органа МО ГП «Селенгинское» по кассационной жалобе ТИК МО «Кабанский район» на решение Кабанского районного суда РБ от 15 февраля 2011 г., которым заявление Нечкина Н.Г. удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения председателя территориальной избирательной комиссии МО «Кабанский район» Пестерева А.И., Акчурина А.Р., представлявшего территориальную избирательную комиссию на основании доверенности, Нечкина Н.Г., заключение прокурора Григорьевой Н.Н., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Нечкин обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии МО «Кабанский район» от <...> г. об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты представительного органа МО ГП «Селенгинское».

Он считает, что отказ по мотиву представления подписных листов в несброшюрованном и непронумерованном виде при несоблюдении избирательной комиссии требований закона о предоставлении кандидату возможности приведения документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, является необоснованным.

Поддерживая доводы заявления в суде первой инстанции, Нечкин пояснил, что при сдаче им подписных листов члены избирательной комиссии не указали ему на неправильное оформление, не известили в последующем о времени рассмотрения вопроса о его регистрации. Считает, что избирательная комиссия, на которую возложена обязанность обеспечивать законность при проведении выборов, не должна допускать нарушений и незаконных решений.

Представитель территориальной избирательной комиссии МО «Кабанский район» Пестерев не согласился с требованиями заявителя. Он полагал, что отказ в регистрации постановлен в соответствии с нормами избирательного права. Нечкин уведомлялся устно о времени проведения заседания по вопросу его регистрации в качестве кандидата в депутаты, однако на заседании не присутствовал. На заседании комиссии обнаружилось, что подписные листы не пронумерованы и не сброшюрованы, что явилось единственным основание для отказа в регистрации Нечкина. Полагают, что нумерация и брошюрование подписных листов являются по своей сути внесением уточнений и дополнений, закон запрещает вносить уточнения и дополнения в подписные листы, поэтому у избирательной комиссии не было обязанности извещать кандидата в депутаты за 3 дня до заседания комиссии, на котором решался вопрос о регистрации, о том, что в его подписных листах выявлены нарушения.

Районный суд признал решение избирательной комиссии незаконным и возложил на неё обязанность произвести регистрацию Нечкина в качестве кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования ГП «Селенгинское» по многомандатному избирательному округу № <...> по дополнительным выборам, назначенным на <...> г.

Прокурор Свечинова, участвующая в деле, внесла кассационное представление, от которого в суде кассационной отказалась, в связи с чем кассационное производство в этой части было прекращено.

Председатель территориальной избирательной комиссии МО «Кабанский район» Пестерев в кассационной жалобе указывает на незаконность выводов суда. Считает, что закон не позволяет суду оценивать имеющиеся нарушения с точки зрения их существенности, тем самым применять принцип соразмерности ответственности при разрешении вопроса о регистрации кандидата. Кроме того, не согласен с выводом суда о том, что нумерация подписных листов не является дополнением, на внесение которых законом установлен запрет. Считает необоснованным вывод суда о том, что избирательная комиссия должна была направить в адрес Нечкина уведомление о недостатках в подписных листах. В связи с запретом на устранение недостатков в подписных листах полагает, что такого извещения не требуется. Привел судебную практику в подтверждение своих доводов.

В суде кассационной инстанции Акчурин и Пестерев доводы кассационной жалобы поддержали, пояснив, что закон содержит запрет на внесение в подписные листы любых исправлений, в том числе касающихся их оформления.

Нечкин возражал по доводам жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Выслушав указанных лиц, заключение прокурора, полагавшего подлежавшим оставлению без изменения решения суда первой инстанции, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Нечкину отказано в регистрации его в качестве кандидата в депутаты представительного органа МО по основанию, предусмотренному подп. «в.1» п. 16 ст. 28 Закона РБ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия» и подп. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В названных нормативно-правовых актах указано, что основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен разрешаться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона. То есть подпункт «в.1» п. 24 ст. 38 Закона предполагает отказ в регистрации кандидата в депутаты как последствие того, что им не были внесены уточнения и дополнения и не устранены нарушения требований закона к этим документам, в том числе к их оформлению, о которых он был извещен избирательной комиссией в срок не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата.

Об этом свидетельствует п. 5 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 203/1272-4 от 23 марта 2007 года "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" п. 26 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым предусмотрено, что если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией об отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах и (или) о наличии среди них документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании п.п. «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подп. «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подп. «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» п. 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2», п. 25, подпункта «з» и (или) «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что территориальной избирательной комиссией допущены нарушения при отказе Нечкину в регистрации кандидатом в депутаты.

Неисполнение Нечкиным требования закона о предоставлении подписных листов в сброшюрованном и пронумерованном виде, как указал в заключении прокурор, могло повлечь отказ в регистрации по иному основанию - в связи с признанием подписей избирателей недействительными.

Судебная коллегия согласна с доводом кассационной жалобы о том, что суд не вправе оценивать имеющиеся нарушения с точки зрения их существенности. Однако, принимая во внимание, что указанный вывод не повлиял на правильность разрешения спора, довод жалобы не может являться основанием для отмены решения.

Довод жалобы о том, что внесение нумерации в подписные листы является их дополнением, внесение которых запрещено законом именно в отношении подписных листов, подлежит отклонению. Территориальная избирательная комиссия сама определила основание для отказа в регистрации кандидата, которому обязательно предшествует предусмотренная законом процедура.

С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кабанского районного суда РБ от 15 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии МО «Кабанский район» - без удовлетворения.

Председательствующий Урмаева Т.А..

Судьи Иванова В.А.

Куницына Т.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200