об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № ... поступило ддммгггг

Судья Чупошев Е.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Улан-Удэ 18 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Кротовой Л.М.

судей коллегии Булгытовой С.В. и Семенова Б.С.

при секретаре Петруниной Б.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район» об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

по кассационной жалобе главы муниципального образования «Тарбагатайский район» Трифонова А.М.

на решение Тарбагатайского районного суда РБ от 14 апреля 2011 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Обязать субъекта транспортной инфраструктуры - собственника объекта транспортной инфраструктуры орган местного самоуправления - МО «Тарбагатайский район» разработать в срок до ддммгггг план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Тарбагатайского района Республики Бурятия: подъезды от федеральной автомобильной дороги <...> к с. <...>, протяженностью 6 км; к с<...>, протяженностью 0,9 км; к с. Тарбагатай, протяженностью 0,35 км; подъезды от автомобильной дороги <...>-<...>-<...>-<...>-<...>-<...> к п. <...>, протяженностью 1,25 км; к с. <...> (через с. <...>), протяженностью 4,70 км; к с. <...>, протяженностью 8,60 км; к с. <...> протяженностью 0,30 км; автомобильная дорога <...>, протяженностью 8,0 км; подъезд от автомобильной дороги с. <...> - Хандагатай к с. <...>, протяженностью 0,10 км; автомобильная дорога <...>, протяженностью 19,10 км; итого общей протяженностью 49,3 км.

Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., выслушав пояснения представителя МО «Тарбагатайский район» Гуршумовой А.А., прокурора Болдоевой Э.В., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия обратился в суд с указанным иском, мотивировав тем, что в нарушение ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ответчиком не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2010 года № 34, указанный план разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В нарушение положений ст. 5 ФЗ-16 и Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87, ответчиком не обеспечено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры для последующей разработки соответствующего плана.

В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Арьяева О.С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Гуршумова А.А. исковые требования не признала, поддержала отзыв на исковое заявление. Пояснила, что специализированных организаций, проводящих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на территории РБ нет, методика и размеры тарифов отсутствуют, поэтому исковые требования невыполнимы, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе глава МО Трифонов А.М., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, указывая, что муниципальное образование без понуждения исполнит свои полномочия, предусмотренные ФЗ-16, при утверждении в установленном порядке методики для оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В суде кассационной инстанции представитель ответчика Гуршумова А.А. доводы жалобы поддержала и пояснила, что на сайте Минтранса РФ дается пояснение о разработке оценки уязвимости, она разрабатывается только после проведения категорирования. Минтранс РФ направило письмо, в котором говорится, что они собирают данные по дорогам, информацию о степени их опасности, в первую очередь будут категорироваться подъезды к аэропортам, автовокзалам.

Прокурор Болдоева Э.В. пояснила, что считает решение суда законным и обоснованным.

Cудебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает необходимым отменить решение суда по следующим основаниям.

Суд не учел последовательность действий, установленную ФЗ «О транспортной безопасности», в соответствии с которой:

В первую очередь осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которая осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок установления категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определен приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62.

Во вторую очередьосуществляется оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, которая осуществляется специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ (ФСБ России) и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России). Частью 2 ст. 5 указанного ФЗ предусматривается перечень субъектов, правомочных осуществлять оценку уязвимости. Таковыми субъектами являются специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности, получившие государственную аккредитацию (письмо Минтранса), на основании методик проведения оценки уязвимости с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств с применением модели нарушителя (п. 4 приказа Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87)

На настоящий момент подобные методики, утвержденные в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами отсутствуют (письмо ООО «ЭЛИКОМ», получившего государственную аккредитацию).

И только в последнюю очередь на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности, как систему мер в порядке, определенном приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 года № 34.

Без исполнения предписанной законом очередности действий органов государственной власти и местного самоуправления МО «Тарбагатайский район» не может и не вправе разрабатывать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Данный вывод подтверждается Обращением Федерального дорожного агентства Минранса России к субъектам транспортной инфраструктуры от 28 февраля 2011 года (л.д. 122), согласно которому последние могут осуществить разработку планов обеспечения после проведения категорирования, оценки уязвимости и утверждения оценки уязвимости

Тем самым, доводы кассационной жалобы о том, что исполнение заявленных прокурором требований на данном этапе не представляется возможным, заслуживают внимания.

Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, и, поскольку обстоятельства дела установлены, коллегия полагает необходимым принять новое решение, которым в иске прокурору отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Тарбагатайского районного суда РБ от 14 апреля 2011 года дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО «Тарбагатайский район» об обязании собственника объекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств отменить.

Принять новое решение, которым в исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья: Л.М. Кротова.

Судьи: С.В. Булгытова

Б.С. Семенов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200