об отмене постановления избирательной комиссии



ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Самбуев Э.Ф.

дело № 33- 1643 поступило ...

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2011 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Кротовой Л.М.,

судейколлегии Куницыной Т.Н., Семенова Б.С.

с участием прокурора Григорьевой Н.Н.

при секретаре Петруниной Б.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлению Гармаева А.В. об отмене постановления избирательной комиссии МО «Баргузинский район» № 15 от 22.04.2011 г. о регистрации кандидата на должность главы МО «Баргузинский район» Мельникова И.В. по кассационной жалобе Гармаева А.В. на решение Баргузинского районного суда РБ от 10 мая 2011 г., которым заявление Гармаева А.В. оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» Акчурина А.Р., представителя Мельникова И.В. - Балсанова Н.С., представителя Дармаева Б.Б. Ананина В.И., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гармаев А.В. обратился в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии МО «Баргузинский район» № 15 от 22.04.2011 г. о регистрации кандидата на должность главы МО «Баргузинский район» Мельникова И.В.

Заявление мотивировано тем, что избирательной комиссией МО «Баргузинский район» нарушена процедура проверки подписей избирателей, правильности оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей, в результате чего Мельников И.В. был незаконно зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Баргузинский район». Заявитель полагает, что ст. 25.1 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» обязывает избирательные комиссии проверять подлинность всех подписей избирателей в подписных листах в случаях, когда количество подписей не превышает 1000. Поскольку Мельниковым И.В. было представлено 408 подписей избирателей, избирательная комиссия должна была проверить их достоверность в полном объеме, а не ограничиваться 57 подписями. Кроме того, считает, что имелись основания для привлечения к проверке подлинности подписей избирателей экспертов, поскольку в ходе проводимой избирательной комиссией проверки подписных листов возникли сомнения в подлинности некоторых подписей избирателей. Также считает частичную проверку подписных листов по системе ГАС «Выборы» (37 подписей из 408) незаконной, поскольку критерии выборки именно такого количества подписей избирательной комиссией немотивированны, не соотносятся с процентным соотношением. Полагает, что избирательная комиссия необоснованно признала недействительными всего 3 подписи избирателей, хотя в подписных листах имели место исправления, не оговоренные избирателями или лицами, заверяющими подписные листы. Всего таких подписей 30. Указание комиссии на читаемость данных помарок не соответствует требованиям закона.

В судебном заседании представителем заявителя Федоровым Ю.Н. было подано дополнительное заявление о том, что Мельников И.В. представил недостоверные и несоответствующие действительности сведения о занимаемой должности. Фактически он работает первым заместителем руководителя Администрации МО «Баргузинский район», в подписных листах Мельниковым И.В. указана должность и.о. главы муниципального образования. В соответствии с п. 8 ч. 8 ст. 25.1 Закона РБ все подписи избирателей в таком случае являются недействительными.

Гармаев А.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Его представители Федоров Ю.Н. и Васюткин Н.Е. поддержали заявление, просили отменить обжалуемое постановление избирательной комиссии МО «Баргузинский район».

Председатель ТИК МО «Баргузинский район» Дабиев Ж.Б. не согласился с заявлением Гармаева А.В. Он считает, что избирательной комиссией нарушений требований закона при регистрации Мельникова И.В. в качестве кандидата на должность главы МО «Баргузинский район» допущено не было. Мельниковым И.В. были представлены решения Совета депутатов муниципального образования, в соответствии с которыми на первого заместителя руководителя Администрации МО Мельникова И.В. возлагалось исполнение обязанностей главы муниципального образования. По поводу проверки подписных листов пояснил, что избирательной комиссией были проверены все 408 подписей избирателей. Сомнений в достоверности подписей и их действительности у комиссии не возникло, поэтому вопрос о привлечении экспертов для проведения проверки не вставал. Проверка подписей с использованием ГАС «Выборы» производилась частичная: по 1 подписи избирателей с каждого подписного листа. Помарки в подписных листах комиссией признаны техническими недостатками, не препятствующими их однозначному толкованию.

Мельников И.В. участия в рассмотрении дела не принимал. Его представитель Балсанов Н.С. заявление Гармаева А.В. не признал, пояснив, что должность Мельниковым И.В. указана в подписных листах правильно, так как решением Совета депутатов МО «Баргузинский район» на него временно возложено исполнение обязанностей главы муниципального образования. Считает, что проверка подписей избирателей проведена комиссией полно.

Заинтересованное лицо - зарегистрированный кандидат на должность главы МО «Баргузинский район» Маганов В.С. согласился с доводом заявителя о неправильном указании Мельниковым И.В. занимаемой им должности.

Представитель заинтересованного лица Дармаева Б.Б. Ананин В.И. поддержал доводы заявления Гармаева А.В.

От заинтересованного лица Цэдашиева Г.Л. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Районный суд заявление Гармаева А.В. оставил без удовлетворения.

В кассационной жалобе Гармаев А.В. просит отменить решение суда, указывая на необоснованность выводов суда первой инстанции. Полагает, что избирательной комиссией МО проверка подписей избирателей была произведена формально, поскольку достоверность подписей может быть проверена только с использованием ГАС «Выборы» или использованием данных регистрационного учета Федеральной миграционной службы и органов Военного комиссариата РБ. Считает, что поскольку у членов комиссии с правом совещательного голоса возникли сомнения в достоверности подписей, то привлечение специалистов было необходимым. Не согласен с тем, что суд из 30 подписей, имеющих исправления, признал недействительными только 15. Считает незаконным вывод суда о достоверности сведений кандидата Мельникова И.В. о занимаемой им должности. Полагает, что имеет место дополнительная работа, что согласуется с положениями ст. 60.2 ТК РФ. Должность «исполняющий обязанности главы муниципального образования» законодательством не предусмотрена и в решении Совета депутатов МО «Баргузинский район» не указано, что Мельников И.В. занимает новую должность. Поскольку в подписных листах кандидатом указаны недостоверные сведения, все подписи избирателей должны быть признаны недействительными и в регистрации Мельникову И.В. должно было быть отказано.

В заседание судебной коллегии Гармаев А.В., его представители Федоров Ю.Н. и Васюткин Н.Е., заинтересованные лица Маганов В.С., Дармаев Б.Б., Цэдашиев Г.Л., Мельников И.В., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ТИК МО «Баргузинский район» Акчурин А.Р. и представитель Мельникова И.В. Балсанов Н.С. не согласились с доводами жалобы, просили оставить решение суда без изменения.

Представитель Дармаева Б.Б. Ананин В.И. поддержал доводы кассационной жалобы, полагая, что выводы суда не соответствуют нормам материального права.

Выслушав указанных лиц, заключение прокурора, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-28 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу положений п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом 3 ст. 38 Закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

Пунктами 3 и 4 ст. 25.1 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» установлено, что проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи. Подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.

Если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи.

При этом п. 8 указанной статьи определены основания признания подписи избирателя недействительной.

Судебная коллегия полагает, что при проверке постановления избирательной комиссии МО «Баргузинский район» о регистрации Мельникова И.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования судом первой инстанции указанные положения закона были приняты во внимание.

Воспользовавшись предоставленным законом правом на проведение повторной проверки подписных листов, районный суд обоснованно признал дополнительно 15 подписей избирателей недействительными, поскольку имелись исправления в дате выдачи паспорта, фамилии избирателя, адресе места жительства и в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей.

Довод кассационной жалобы о том, что имелись основания для признания еще 15 подписей избирателей недействительными, несостоятелен. Судом первой инстанции было установлено, что иные помарки или исправления в подписных листах отсутствуют.

Подлежит отклонению довод жалобы о том, что избирательная комиссия должна была достоверность подписей избирателей проверять с привлечением специалиста, и с использованием ГАС «Выборы» или использованием данных регистрационного учета Федеральной миграционной службы и органов Военного комиссариата РБ.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 25.1 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия»для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей избирательные комиссии могут привлекать экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и иных государственных органов. Также комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также ГАС "Выборы".

Из указанной нормы следует, что привлечение специалистов, использование данных регистрационного учета ФМС и ГАС «Выборы» является правом избирательной комиссии, а не обязанностью.

Довод жалобы о том, что судом первой инстанции неверно постановлен вывод в отношении достоверности сведений кандидата Мельникова И.В. о занимаемой должности, подлежит отклонению.

В соответствии сост. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» взаявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Аналогичные требования содержатся в статье 22 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».

Кандидатом Мельниковым И.В. в заявлении и подписных листах было указано, что местом его работы является Администрация МО «Баргузинский район», занимаемая им должность - исполняющий обязанности главы МО «Баргузинский район».

Автор жалобы считает, что поскольку Мельников И.В. фактически занимает должность первого заместителя руководителя Администрации МО «Баргузинский район», то именно её он должен был указать в заявлении. Указание иной должности не соответствует действительности.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно признал сведения по занимаемой должности, указанные кандидатом Мельниковым И.В., достоверными, соответствующими действительности.

В силу п. 1.1 ст. 26 Закона РБ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 22 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Как следует из материалов дела, кандидатом Мельниковым И.В. по требованию избирательной комиссии МО «Баргузинский район» об устранении недостатков, были представлены в подтверждение сведений о занимаемой должности решения Совета депутатов МО, которыми на него было возложено исполнение обязанностей главы муниципального образования. Указанные документы не являлись самостоятельными документами, а фактически дополняли сведения трудовой книжки.

Судебная коллегия, что указанная Мельниковым И.В. в заявлении должность соответствовала самой последней занимаемой им должности, и что он мог разумно полагать, что должен указать именно эту должность.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что представленные Мельниковым И.В. подписные листы содержат достоверные сведения о кандидате, которые соответствуют действительности и представленным в избирательную комиссию документам.

Кроме того, Мельников И.В. был известен избирателям до исполнения им полномочий главы муниципального образования в связи со своей работой в должности первого заместителя руководителя Администрации района. Поэтому судебная коллегиясчитает, что нет веских оснований утверждать, что различие между должностью исполняющего обязанности главы муниципального образования и первого заместителя руководителя Администрации района может ввести избирателей в заблуждение.

Указанное свидетельствует о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Баргузинского районного суда РБ от 10 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Кротова Л.М.

Судьи Куницына Т.Н.

Семенов Б.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200