ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Номогоева З.К.
дело № 33-2613 пост. 16 августа 2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 22 августа 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Кротовой Л.М. судей коллегии Бухтияровой В.А. и Эрхетуевой О.М.,
при секретаре Темниковой О.А.,
с участием прокурора Болдоевой Э.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, организовав сбор и вывоз мусора
по кассационной жалобе представителя ответчика на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 18 июля 2011 года, которым исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, выслушав прокурора и представителя ответчика, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ обращаясь в суд с вышеуказанным иском к МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления установлено, что на земельном участке на площади <...> кв.м. во дворе между домами по <...> и <...> располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов объемом <...> куб. м.
Согласно п.24 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. и п.25 ст.5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Существующая свалка бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ответчик является специально созданным муниципальными властями органом, для реализации полномочий по организации сбора и вывоза таких отходов.
В суде первой инстанции помощник прокурора Габаева Д.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, против удовлетворения иска возражал представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» по доверенности Цыренов Е.А.
На решение суда, которым МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» в срок до 1 ноября 2011 года обязан принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав сбор и вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке на площади <...> кв.м. во дворе между домами по <...> и <...> объемом <...> куб. м., представителем ответчика подана кассационная жалоба.
В обоснование жалобы указывает, что судом допущено неправильное толкование Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вследствие чего, сделан неверный вывод об обязанности органов местного самоуправления по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, решение основано на недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Представитель ответчика по доверенности Цыренов Е.А. в суде кассационной инстанции настаивал на отмене обжалуемого судебного акта с возвращением дела на новое рассмотрение, против чего возражала прокурор Болдоева Э.А.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.14,15,16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.8 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Исходя из указанных норм закона, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Довод жалобы о том, что судом неверно истолкованы полномочия ответчика как органа местного самоуправления, коллегия признает несостоятельным. Результаты проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления с очевидностью свидетельствуют о недостаточности предпринятых муниципальными органами, в лице ответчика мероприятий по организации и сбора мусора не территории муниципального образования.
Порядок исполнения принятого судом первой инстанции решения подлежит определению ответчиком самостоятельно по своему усмотрению, в пределах предоставленной компетенции.
В решении этого вопроса ответчик ограничен лишь установленным сроком, что в целом никак не противоречит положениям ст. 17 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», а также ст. 5 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления».
Довод о не исследованности причины бездействия ответчика в решении данного вопроса судебная коллегия также признает подлежащим отклонению. Отсутствие на территории муниципального образования надлежащей организации сбора и вывоза мусора, в результате чего стали возможны масштабные свалки мусора в неустановленных местах, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, причиняющие ущерб окружающей среде, является основанием для вывода о недостаточности предпринятых ответчиком мероприятий в этом направлении и образует элемент незаконного бездействия. При этом ответчиком не представлены суду доказательства подтверждающие, что им в полном объеме были предприняты все необходимые меры к организации сбора и вывоза мусора в жилом массиве, на территории которого образовалась несанкционированная свалка. В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения ответчика от ответственности за организацию ликвидации данной свалки мусора.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 18 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.М. Кротова судьи: О.М. Эрхетуева В.А. Бухтиярова