уборка свалок



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Номогоева З.К.                                                                                         

дело № 33-2731 пост. хххх                                                                              

                      КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ                      

г.Улан-Удэ                                                                                             31 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Пащенко Н.В.,

судей коллегии Куницыной Т.Н., Назимовой П.С.                                                                                                                

при секретаре Петруниной Б.Д.,

с участием прокурора Болдоевой Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав сбор и вывоз мусора,

по кассационной жалобе представителя ответчика МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» Цыренова Е.А.

на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 июля 2011 года,

которым постановлено:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке на площади 100 кв.м. по хххх объемом 5 куб.м., в срок до 01.11 2011г.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» Цыренова Е.А., прокурора Болдоеву Э.В., судебная коллегия      

У С Т А Н О В И Л А :

Обращаясь в суд с вышеуказанным иском к МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ просил обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления было установлено, что на земельном участке на площади 100 кв.м. по ул. хххх, находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов объемом 5 куб. м. В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 г., а также п.25 ст.5 Устава городского округа «город Улан-Удэ» к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение требований природоохранного законодательства имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.     

В суде первой инстанции помощник прокурора Габаева Д.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, просила установить разумные сроки для принятия мер по ликвидации свалки.

Представитель ответчика МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» по доверенности Цыренов Е.А. возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что ликвидация несанкционированных свалок как хозяйственная деятельность к полномочиям ответчика не относится. В целях организации сбора и вывоза мусора на территории города создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству, введен в эксплуатацию полигон твердых отходов, построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция. Наличие свалки является результатом неисполнения обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договоров со специализированными организациями. Просил в иске отказать.     

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

          В кассационной жалобе представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» по доверенности Цыренов Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда. Указывает, что судом допущено неправильное толкование Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сделан неверный вывод о том, что органы местного самоуправления должны принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, т.е. непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов. Кроме того, решение основано на недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельствах, имеющих значение для дела.

На заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика Цыренов Е.А. доводы кассационной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

          Прокурор Болдоева Э.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.

Проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.18 ч.1 ст. 14, п.п. 14 п.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Пунктом 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 25 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ» предусмотрено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции правомерно возложить на МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

Факт существования данной свалки доказан и не оспаривался в судебном заседании, что позволяет прийти к выводу о том, что со стороны ответчика как органа местного самоуправления не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования. В связи с чем доводы о том, что ответчиком предпринимаются все зависящие от него организационно-правовые мероприятия для организации вывоза мусора, являются несостоятельными. Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывоз отходов, не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него.

Доводы ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, судебная коллегия находит необоснованными.

Органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка в соответствии с требованиями в области окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.         

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось. При разрешении заявленного спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, выводы суда мотивированы, основаны на исследованных доказательствах, решение постановлено без нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ

о п р е д е л и л а :

Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                    Н.В. Пащенко

Судьи:                 Т.Н. Куницына

           П.С. Назимова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200