ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Нимаева О.З.
Дело № 33-2725 пост.25.08.2011г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.
судей коллегии Ивановой В.А., Казанцевой Т.Б.
при секретаре Батагаевой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 31 августа 2011 г.
кассационную жалобу представителя Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ Е.А.Цыренова на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 27 июля 2010г.,
которым постановлено: | Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить. Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке площадью ... кв.м. по <...> в срок до 01.11.2011г. |
Заслушав доклад судьи Шагдаровой Т.А., выслушав представителя МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Е.А.Цыренова (по доверенности), представителя прокурора Октябрьского района Болдоеву Э.В., (по доверенности), ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, в котором просил обязать принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по <...>, площадью около ...
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе рейдовой проверки специалистом Бурприроднадзора была обнаружена вышеуказанная несанкционированная свалка, обязанность организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, предъявление иска направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.
В судебном заседании представитель истца Никонова А.А. поддержала исковое заявление в полном объеме.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Мотоева М.К. иск не признала, суду пояснила, что МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ является структурным подразделением Администрации и создан в целях осуществления управленческих функций в области жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства и поэтому Комитет не может осуществлять деятельность по уборке мусора и ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель Бурприроднадзора - Посохов А.А.., действующий на основании соответствующей доверенности, заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Комитета Цыренов Е.А., имеющий право на обжалование решения суда согласно доверенности, просит отменить его, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности, Администрацией города приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, в соответствии с которыми граждане обязаны в пределах 5-метровой зоны от их домовладений обеспечивать чистоту и порядок, не выяснена причина бездействия органа местного самоуправления в этой области.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Цыренова Е.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя прокурора Октябрьского района Болдоеву Э.В., не находит оснований для отмены решения суда, постановленного законно и обоснованно, в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», на Устав г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Кроме того, судом было исследовано Положение о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», в соответствии с которым Комитет обязан принимать меры по организации уборки - сбора и вывоза мусора, его утилизации на соответствующей территории МО.
Исходя из указанных правовых норм, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности, Администрацией города приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, Комитетом принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не имеют правового значения, поскольку они не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком обязанности, предусмотренной законом, так как являются нерегулярными, недостаточными, не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории.
Довод жалобы о том, что обязанность уборки мусора на территориях, прилегающих к жилым домам лежит на собственниках строений, не свидетельствует о необоснованности вынесенного решения, так как ответчиком не доказан факт нахождения несанкционированной свалки исключительно на прилегающей к частному домовладению территории по <...>
Судом принимались меры к вызову граждан, проживающих по данному адресу в суд, однако они не явились.
Кроме того, обязанность указанных лиц убирать соответствующую территорию не свидетельствует об отсутствии обязанности МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ предпринимать меры к организации очистки территорий.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам, оно отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 27 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика Цыренова Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А.Шагдарова
Судьи: В.А.Иванова
Т.Б.Казанцева