судья Попова А.О.
дело № 33-2751
поступило 25 августа 2011г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 августа 2011г г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ в составе председательствующего Шагдаровой Т.А. и судей Казанцевой Т.Б., Ивановой В.А., при секретаре Батагаевой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 31 августа 2011 г. гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок,
по кассационной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Цыренова Е.А. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 июля 2011г., которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать органы местного самоуправления муниципального образования “город Улан-Удэ” принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных <...> площадью ... кв.м., <...> площадью ... кв.м., <...> площадью ... га в срок до 01.10.2011 года.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., объяснения прокурора Налетовой М.М., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности принятия исчерпывающих мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в <...>.
В судебном заседании помощник прокурора Болотов А.Н., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования и просил суд установить срок принятия мер до 01.10.2011г. Суду пояснил, что непринятие администрацией г.Улан-Удэ в рамках компетенции муниципалитета мер по ликвидации указанных свалок нарушает санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, отрицательно воздействует на окружающую среду.
Представитель ответчика - Администрации г.Улан-Удэ Цыренов Е.А., действующий на основании доверенности, иск не признал. Ссылаясь на ст.16 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления”, суду пояснил, что в компетенцию органов местного самоуправления входит деятельность исполнительно-распорядительного характера и нормативно-правовое регулирование данной деятельности. Принятие мер по ликвидации свалки предполагает непосредственную хозяйственную деятельность, которая возложена на организации по обслуживанию жилищного фонда согласно Правилам по благоустройству, санитарному содержанию территории, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ и на собственников жилых помещений в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также на собственников жилых домов, обязанных заключать договоры на вывоз мусора. Полагая, что законом не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, просил в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Бурприроднадзора Шадрин А.П. в суде заявил об обоснованности предъявленного иска.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Цыренов Е.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права и на недоказанность установленных судом обстоятельств дела. Цыренов Е.А. полагает, что суд неправомерно возложил на ответчика обязанность по непосредственной ликвидации свалки, несмотря на то, что действующее законодательство не предусматривает в перечне полномочий органов местного самоуправления городского округа обязанность по ликвидации свалок; кроме того, суд не указал норму права, предусматривающую обязанность органа местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок; организационно-правовое регулирование деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не влечет возложение на администрацию города бремени по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, судом не было учтено, что при разрешении дела по существу подлежал выяснению вопрос о причинах бездействия органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и последствиях такого бездействия; возложение на администрацию города обязанности, не предусмотренной действующим законодательством, нарушает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, что вытекает из смысла ст.130 Конституции РФ.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы Администрации г.Улан-Удэ не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует в силу ч.2 ст.354 ГПК РФ рассмотрению дела.
В суде кассационной инстанции прокурор Налетова М.М. полагала, что решение постановлено законно и обоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Налетову М.М., судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п. 14 п. 1 ст. 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава МО «город Улан-Удэ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г. Улан-Удэ не обязана принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок и о том, что суд не указал норму права, предусматривающую обязанность органа местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, подлежат отклонению, поскольку принятие таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.5 Устава муниципального образования и на что указал суд первой инстанции.
Статья 5 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», на которую ссылается в жалобе представитель Администрации, не подлежит применению в данном случае, так как данная статья содержит требования, предъявляемые к производителям отходов при осуществлении деятельности по обращению с отходами. В данном же деле речь идет об организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования (ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Довод о том, что чтобы возложить на орган местного самоуправления обязанность по организации сбора и вывоза мусора и отходов необходимо в судебном порядке установить факт бездействия органов местного самоуправления, подлежит отклонению, поскольку факт бездействия органа местного самоуправления нашел подтверждение при рассмотрении дела и подтверждается материалами проверки, проведенной прокуратурой района с участием специалиста Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира и леса.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21.07.2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Шагдарова
Судьи: Т.Б. Казанцева
В.А. Иванова