ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Судья Ненкина Р.А. поступило ... дело № 33-2804 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 07 сентября 2011 г. г. Улан-Удэ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего Кротовой Л.М., судейколлегии Куницыной Т.Н., Базарова В.Н. при секретаре Батагаевой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Антоновой Ю.В. к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ о признании отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении на ответчика обязанности предоставить Антоновой Ю.В. путевки в 2011 г. по кассационной жалобе ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июля 2011 г., которым иск прокурора удовлетворен. Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя ответчика Поляковой Н.А., прокурора Налетовой М.М., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Советского района г. Улан-Удэ, действуя в интересах Антоновой, обратился в суд с иском к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ о признании отказа в предоставлении Антоновой путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г. незаконным и возложении на ответчика обязанности предоставить Антоновой путевку. Требования истца мотивированы тем, что Антонова, являясь инвалидом, имеет право при наличии медицинских показаний на получение санаторно-курортного лечения. Чтобы получить путевку на санаторно-курортное лечение в 2011 г., Антонова в <...> 2010 г. обратилась в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ, которое должно было рассмотреть её заявление в установленный законом срок и принять решение о предоставлении путевки. Законодательством не предусмотрена постановка на очередь, поэтому ответ, содержащий разъяснение на то, что Антонова будет обеспечена путевкой в порядке очередности, фактически является отказом. Антонова поддержала исковые требования прокурора. Представители ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ Полякова, Семнова и Абдыева не признали заявленные требования, ссылаясь на недостаточность финансирования. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает период предоставления социальных услуг, но не предусматривает гарантии предоставления путевок ежегодно. Право Антоновой на получение путевки не оспаривали и полагали, что ей не отказывали в предоставлении путевки. Антонова поставлена на очередь и будет обеспечена путевкой по мере поступления дополнительного финансирования. Считали, что создание очереди не противоречит законодательству. Районный суд требования прокурора удовлетворил. В кассационной жалобе управляющий Фондом социального страхования РФ по РБ просит решение суда отменить. Полагает, что хотя законодатель не ставит право на получение путевки в зависимость от объема денежных средств, тем не менее возможность неполного обеспечения инвалидов путевками и транспортными расходами предусмотрена п. 3 Приказа Минздавсоцразвития РФ от 22.10.2010 г. № 913н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2011 г.». Кроме того, указывает на то обстоятельство, что Антоновой не было отказано в предоставлении путевки. Заявление истца принято, рассмотрено, фактически предоставление путевки отсрочено в связи с наличием очередности. Указывал на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм процессуального права. В заседании судебной коллегии представитель Полякова доводы кассационной жалобы поддержала. Прокурор Налетова с ними не согласилась, полагая, что судом постановлено законное и обоснованное решение. Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Как следует из материалов дела, Антонова является инвалидом, имеет медицинские показания обеспечения санаторно-курортным лечением, своевременно обратилась в территориальный орган ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей путевки. В соответствии с п. 3.8 Порядка исполнительные органы ФСС РФ не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки должны сообщить гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. В данном случае суд первой инстанции правильно расценил ответ ФСС РФ по РБ, в котором было указано на предоставление путевки Антоновой в порядке очередности, как отказ в предоставлении путевки в 2011 г. В заседании судебной коллегии представитель ФСС РФ по РБ Полякова не отрицала, что фактически Антоновой не может быть предоставлена путевка в 2011 г., поскольку все денежные средства, запланированные на приобретение путевок в 2011 г., использованы. Вместе с тем в соответствии с положениями ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Довод кассационной жалобы об отсутствии финансирования правомерно отклонен судом первой инстанции. Согласно п. 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Однако это не означает, что право гражданина на получение обеспечения санаторно-курортным лечением при наличии медицинских показаний и соблюдения им порядка обращения может быть поставлено в зависимость от объема финансирования. Соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Также несостоятельным судебная коллегия находит довод кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права. Довод представителя ответчика о том, что в решении суда должно быть указано, за счет каких средств должна быть приобретена путевка Антоновой, подлежит отклонению, поскольку данный вопрос не требует уточнения, так как на законодательном уровне закреплено, что путевки приобретаются за счет средств федерального бюджета. В остальной части доводы - о полном освоении бюджетных ассигнований на 2011 г., о нарушении прав других лиц в случае предоставления вне очереди путевки Антоновой, судебная коллегия находит подлежащими отклонению как не имеющие правового значения и не влияющие на существо решения. При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Кротова Л.М. Судьи Куницына Т.Н. Базаров В.Н.