Судья Попова А.О. поступило хххх дело № 33-2843 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 сентября 2011 г. г. Улан-Удэ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего Шагдаровой Т.А., судейколлегии Гончиковой И.Ч., Ивановой В.А. при секретаре Забелиной Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в Октябрьском районе города Улан-Удэ, по кассационной жалобе представителя Администрации МО «г. Улан-Удэ» Цыренова Е.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июля 2011 г., которым постановлено: Исковые требования удовлетворить. Обязать Администрацию г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной хххх на площади хххх. в срок до 01 октября 2011 года. Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения прокурора Болдоевой Э.В., представителя Роспотребнадзора по РБ Булдаева Р.В. (по доверенности), проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «г. Улан-Удэ», в котором просил понудить ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Октябрьского района г. Улан-Удэ. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки с привлечением специалиста Бурятприроднадзора была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная хххх на площади хххх. В соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Уставом МО «город Улан-Удэ» к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза отходов и мусора. В нарушение указанных норм органами местного самоуправления МО «город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Представитель истца Будаев З.Б. (по доверенности) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий. Кроме того, уточнил требования в части предоставления срока для совершения действий по ликвидации свалки. Представитель Администрации г. Улан-Удэ Цыренов Е.А. (по доверенности) не признал исковых требований, указывая на то, что полномочия муниципального образования по организации сбора мусора не могут отождествляться с деятельностью по вывозу бытовых и промышленных отходов. Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ответчик исполняет. Представители третьих лиц Роспотребнадзора по РБ и Бурятприроднадзора Булдаев Р.В. и Левин А.А. (по доверенностям) полагали, что иск прокурора является обоснованным. Районный суд требования прокурора удовлетворил. В кассационной жалобе представитель Администрации МО «г. Улан-Удэ» Цыренов Е.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления для реализации своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов праве издавать муниципальные правовые акты, создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансирование муниципальных учреждений и размещать муниципальный заказ, и не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности. Считает, что суд должен был указать норму права, предусматривающую обязанность органов местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок; в противном случае непонятен способ исполнения решения суда. Кроме того, полагает, что для возложения на орган муниципального образования обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок необходимо установить бездействие органов муниципального образования по исполнению возложенных на него законом полномочий. Суд необоснованно не принял доводы Администрации о замене ответчика и привлечении управляющей организации ООО «Южный» в качестве ответчика, так как возникновение несанкционированной свалки обусловлено не исполнением ООО «Южный» своих обязательств перед жителями указанного дома в рамках заключенного договора. В заседание судебной коллегии представитель Администрации МО «город Улан-Удэ», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. В ходатайстве просил рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя Администрации. Судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие. Прокурор Болдоева Э.В. и представитель Роспотребнадзора по РБ Булдаев Р.В. просили оставить решение суда без изменения. Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены. Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Исходя из указанных правовых норм, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки. Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что Администрацией города приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, что Законом Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» на физических лиц возложена обязанность по заключению договоров на сбор и вывоз отходов, не имеют правового значения, поскольку они при наличии несанкционированных свалок не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком обязанности, предусмотренной законом, так как являются недостаточными и не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории. Порядок исполнения принятого судом первой инстанции решения подлежит определению ответчиком самостоятельно по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий. Довод жалобы о том, что суд необоснованно не принял доводы Администрации о замене ответчика и привлечении управляющей организации ООО «Южный» в качестве ответчика, так как возникновение несанкционированной свалки обусловлено не исполнением ООО «Южный» своих обязательств перед жителями указанного дома в рамках заключенного договора, подлежит отклонению. Суд обоснованно указал в решении, что организация работы по ликвидации несанкционированных свалок возложена на Администрацию г. Улан-Удэ. Кроме того, суду не представлено доказательств, что ООО «Южное» осуществляет вывоз мусора и уборку указанной территории и является управляющей компанией. Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что для возложения на орган муниципального образования обязанности мер по ликвидации несанкционированных свалок необходимо установить бездействие органов муниципального образования по исполнению возложенных на него законом полномочий. Отсутствие на территории муниципального образования надлежащей организации сбора и вывоза мусора, в результате чего стали возможны свалки мусора в неустановленных местах, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, причиняющие ущерб окружающей среде, является основанием для вывода о недостаточности предпринятых ответчиком мероприятий в этом направлении и образует элемент незаконного бездействия. При этом ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие, что им в полном объеме были предприняты все необходимые меры к организации сбора и вывоза мусора в жилом массиве, на территории которого образовалась несанкционированная свалка. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения ответчика от ответственности за организацию ликвидации несанкционированной свалки мусора. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам отмене не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Шагдарова Т.А. Судьи: Гончикова И.Ч. Иванова В.А.