исковые требования об обязании администрации города принять меры по ликвидации несанкционированной свалки обоснованы



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Попова А.О.

Дело № 33-2840      поступило ...

КАССАЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего Кротовой Л.М.,

судей Назимовой П.С. и Бухтияровой В.А.,

при секретаре Петруниной Б.Д.,

с участием прокурора Будаева З.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 12 сентября 2011 г. дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ Цыренова Е.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июля 2011 г., которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в конце ул.Каменная п.Дивизионный г.Улан-Удэ за военным полигоном площадью 50 кв. м. в срок до 01 10.2011 г.

Заслушав доклад судьи Бухтияровой В.А., выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по РБ по доверенности Булдаева Р.В., представителя прокуратуры Будаева З.Б., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования г.Улан-Удэ в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Советского района города Улан-Удэ.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» не приняты меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в конце ул.Каменная п.Дивизионная, за военным полигоном, площадью 50 кв. м. В соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Предъявление иска направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.

В судебном заседании представитель Восточно-Байкальской природоохранной прокуратуры Будаев З.Б. поддержал исковые требования, уточнив требования о предоставлении Администрации г.Улан-Удэ срока для ликвидации свалки до 01.20.2011 г.

Представитель Администрации г.Улан-Удэ Цыренов Е.А. возражал против заявленных требований, пояснив, что законом не предусмотрена прямая обязанность по ликвидации свалок бытовых отходов администрациями муниципальных образований; администрация является распорядителем, а не исполнителем функций по ликвидации свалок; для реализации возложенных функций по организации приняты ряд решений, а в целях организации сбора мусора осуществляет работу Комбинат по благоустройству, введен полигон по утилизации и переработке отходов, построена и введена в действие мусорно-сортировочная станция; несанкционированные свалки образуются от жизнедеятельности граждан, а не от хозяйственной деятельности органов местного самоуправления; жители по ул.Каменная, возле которых образовались свалки, обязаны заключать договоры на их вывоз с управляющими компаниями; наличие свалок не свидетельствует о неисполнении администрацией г.Улан-Удэ своих полномочий.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Цыренов Е.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом норм права и на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело, по его мнению, к вынесению незаконного и необоснованного решения. Так, указал, что суд неправомерно возложил на ответчика обязанность по непосредственной ликвидации свалки; на то, что действующее законодательство не предусматривает в перечне полномочий органов местного самоуправления городского округа обязанность по ликвидации свалок; на то, что суд не указал норму права, предусматривающую обязанность органа местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок; организационно-правовое регулирование деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не влечет возложение на администрацию города бремени по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, ссылаясь на судебную практику, указывает, что при разрешении дела по существу подлежит выяснению вопрос о причинах бездействия органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и последствиях такого бездействия; возложение на администрацию города обязанности, не предусмотренной действующим законодательством, нарушает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, что вытекает из смысла ст.130 Конституции РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства, и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.8, 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.8, 21 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения и полномочиям городского округа. Данная позиция соответствуют и положениям ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов №280-21 от 21.04.2010 г. общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела и вышеперечисленных норм права, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал Администрацию г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в конце ул.Каменная п.Дивизионный в г.Улан-Удэ, за военным полигоном, площадью 50 кв. м, установив разумный срок для принятия мер до 01.10.2011 г.

Доводы жалобы о том, что Администрацией города и его структурным подразделением принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не являются обоснованными, поскольку не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной законом, так как являются нерегулярными, недостаточными, не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории.

Ссылка в жалобе на надлежащее нормативно-правовое регулирование также не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из материалов дела и сложившейся ситуации, существующее нормативное регулирование, осуществляемое Администрацией города, не обеспечивает в полной мере возможности пресечения возникновения несанкционированных свалок.

Доводы жалобы о том, что граждане и юридические лица обязаны обеспечивать чистоту и порядок на территории муниципального образования, также не свидетельствуют о неправильности выводов суда, так как ответчиком не доказан факт нахождения несанкционированной свалки исключительно на прилегающей к частным домовладениям территории, либо на территории организаций; кроме того, обязанность указанных лиц убирать соответствующую территорию не свидетельствует об освобождении ответчика от осуществления полномочий, определенных вышеназванными нормами права.

Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о понуждении ответчика принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, а не о непосредственном сборе мусора и ликвидации свалок, в связи с чем доводы автора жалобы являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 26 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:      Кротова Л.М.

Судьи коллегии:        Назимова П.С.

Бухтиярова В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200