об обязании принять меры по ликвидации несанкционированой свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора



    

                                            ВЕРХОВНЫЙ СУД

                                      РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Номогоева З.К.                                                                    Дело № 33-2733

поступило хххх

К А С СА Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                         

31 августа 2011 года                                                                    г. Улан-Удэ        

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующегосудьи Кротовой Л.М.,

судейколлегии Бухтияровой В.А., Гончиковой И.Ч.,

при секретаре Забелиной Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора,

по кассационной жалобе представителя МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г. Улан-Удэ Цыренова Е.А.

на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 июля 2011 года,

которым постановлено исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.

- Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке на площади хххх кв.м по ул. хххх г. Улан-Удэ объемом хххх куб.м. в срок до 01.11.2011 года.               

Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав представителя МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыренова Е.А. (по доверенности), представителя прокурора Октябрьского района Налетову М.М., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия     

    

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, в котором просил обязать принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по ул. хххх, площадью около хххх кв.м.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено, что органами местного самоуправления МО «Город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки. Организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, предъявление иска направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца Габаева Д.Н. поддержала исковое заявление в полном объеме.

Представитель МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ Цыренов Е.А. иск не признал, суду пояснил, что наличие несанкционированной свалки по указанному адресу является результатом неисполнения обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию мусора. Истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между указанной несанкционированной свалкой и деятельностью Комитета.

Районный суд постановил вышеуказанное решение, которым требования искового заявления прокурора удовлетворил.

В кассационной жалобе представитель Комитета Цыренов Е.А., просит отменить решение суда с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности. Также указывает на неправильное толкование судом норм права и на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело, по его мнению, к вынесению незаконного и необоснованного решения. Так, указал, что суд не указал норму права, предусматривающую обязанность органа местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, в связи с чем не ясен способ реализации указанной обязанности; организационно-правовое регулирование деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не влечет возложение на администрацию города бремени по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, ссылаясь на судебную практику, указывает, что при разрешении дела по существу подлежит выяснению вопрос о причинах бездействия органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и последствиях такого бездействия; возложение на администрацию города обязанности, не предусмотренной действующим законодательством, нарушает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, что вытекает из смысла ст.130 Конституции РФ.

        Судебная коллегия, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Цыренова Е.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя прокурора Налетову М.М., не находит оснований для отмены решения суда, постановленного законно и обоснованно, в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.14,15,16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.8 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов №280-21 от 21.04.2010 г. общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов. Контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений. Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.              

Согласно п.28.1 названных Правил контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.

Согласно отраслевого перечня муниципальных услуг МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ № 72 от 26.02.2010 года, организация уборки, обеспечение чистоты и порядка в г.Улан-Удэ возложены на МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ».

Руководствуясь указанными нормами, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

Довод жалобы о том, что судом неверно истолкованы полномочия ответчика как органа местного самоуправления, коллегия признает несостоятельным. Результаты проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления с очевидностью свидетельствуют о недостаточности предпринятых муниципальными органами, в лице ответчика мероприятий     по организации и сбора     мусора не территории муниципального образования.

Порядок исполнения принятого судом первой инстанции решения подлежит определению     ответчиком самостоятельно по своему усмотрению, в пределах предоставленной компетенции.

Решение суда выводов о ликвидации свалки непосредственно силами Комитета городского хозяйства не содержит.

Довод жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал причины бездействия ответчика в решении      данного вопроса судебная коллегия также признает подлежащим отклонению, поскольку само наличие на территории муниципального образования свалок мусора в неустановленных местах, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и окружающей среде, свидетельствует об отсутствии надлежащей организации сбора и вывоза мусора, недостаточности предпринятых ответчиком мероприятий в этом направлении и образует элемент незаконного бездействия. При этом ответчиком     не представлены суду доказательства подтверждающие, что им в полном объеме были предприняты все     необходимые меры к организации сбора и вывоза мусора     в жилом массиве, на территории которого      образовалась несанкционированная свалка. В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения ответчика от ответственности за организацию ликвидации данной свалки мусора.

Доводы жалобы о том, что Администрацией города и его структурным подразделением принимаются меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку указанные меры надлежащее санитарное состояние городской территории не обеспечивают.

Доводы жалобы о том, что граждане и юридические лица обязаны обеспечивать чистоту и порядок на территории муниципального образования, также не свидетельствуют о неправильности выводов суда, так как ответчиком не доказан факт нахождения несанкционированной свалки исключительно на прилегающей к частным домовладениям территории, либо на территории организаций; кроме того, обязанность указанных лиц убирать соответствующую территорию не свидетельствует об освобождении ответчика от осуществления полномочий, определенных вышеназванными нормами права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                           Кротова Л.М.

Судьи:                                    Бухтиярова В.А.

         Гончикова И.Ч.                                                                                                   

-32300: transport error - HTTP status code was not 200