о понуждении постановки ее на регистрационный учет как лицо, нуждающееся в жилой площади



     

                                                 ВЕРХОВНЫЙ СУД

                                            РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Харагаева Л.Ю.                                                                   дело № 33-2616

поступило хххх                                                                                       

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                         

31 августа 2011 года                                                                    г. Улан-Удэ        

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующегосудьи Кротовой Л.М.,

судейколлегии Бухтияровой В.А., Гончиковой И.Ч.,

при секретаре Забелиной Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дондоковой Т.В. к Администрации муниципального образования «Джидинский район» в лице органа опеки и попечительства о понуждении постановки ее на регистрационный учет как лицо, нуждающееся в жилой площади,

по кассационной жалобе третьего лица - представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Дырхеева Д.Д.-Н.

на решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 20 июля 2011 года,

которым постановлено исковое заявление Дондоковой Т.В. удовлетворить, обязать администрацию МО «Джидинский район» поставить Дондокову Т.В., хххх рождения, уроженку хххх, в органе опеки и попечительства района на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилой площади,

Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., объяснения третьего лица - представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Дырхеева Д.Д.-Н., истца Дондоковой Т.В., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

    

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд и заявляя требования, истец просила обязать Администрацию МО «Джидинский район» поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилой площади. В обоснование своих требований указала о том, что в 2011 году обратилась в орган опеки и попечительства при Администрации МО «Джидинский район» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку является сиротой, собственного жилья не имеет. В постановке на учет ей отказано, поскольку на момент обращения ей исполнилось хххх лет, со ссылкой на ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. О том, что она имела право на обеспечение жильем узнала только в начале 2011 года, поэтому своевременно не обратилась в орган опеки и попечительства.

При рассмотрении дела судом первой инстанции Дондокова Т.В. исковые требования поддержала.

Представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей по доверенности Дырхеев Д.Д.-Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал о несогласии с иском.

Представитель ответчика по доверенности - специалист органа опеки и попечительства Джидинского района Балданова Л.Р. не признала доводы иска, ссылаясь, что истец утратила статус ребенка-сироты.

       Районный суд постановил решение, которым исковые требования Дондоковой Т.В. удовлетворил.

В кассационной жалобе представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Дырхеев Д.Д.-Н. ставит вопрос об отмене решения ссылаясь, что истица в установленном порядке с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении жилой площади не обращалась. Указал также о том, что обязанность направления органами опеки и попечительства в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях документов, представленных государственными органами, органами местного самоуправления, законными представителями детей-сирот законодательно закреплена после внесения 12.11.2010 года в постановление Правительства РБ № 102 соответствующих изменений. Следовательно на момент времени с 1996 года по 2010 года подобной обязанности у органов и попечительства не имелось. Достигнув совершеннолетия, истец на основании ст. 21 ГК РФ имела возможность самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления, а также, учитывая, что фактически оспаривается отказ органа местного самоуправления в постановке на учет, то есть решение органа местного самоуправления, что в соответствии с ГПК РФ рассматривается в порядке главы 25 ГПК отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

      На заседании суда кассационной инстанции представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Дырхеев Д.Д.-Н. жалобу поддержал, также просил учесть, что Дондокова Т.В. в настоящее время в силу возраста не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие ФЗ от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Дондокова Т.В. возражала против удовлетворения жалобы, полагая об отсутствии оснований для отмены решения.      

        Cудебная коллегия, выслушав пояснения представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Дырхеева Д.Д-Н., истицы Дондоковой Т.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда, подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд, удовлетворяя исковые требования истца, исходил из того, что истица, являясь ребенком-сиротой имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не была выявлена и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье органом опеки и попечительства, не знала о своем праве.

Однако, при разрешении исковых требований суд не учел следующего.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на который сослался районный суд в решении, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для реализации предусмотренных федеральным законодательством прав и гарантий.

Согласно ст. 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из указанных норм закона следует, что Закон распространяется на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших 23 лет, и право состоять на учете у таких детей возникает после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждения, в том числе в учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данными нормами закона детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей предоставлено право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Между тем, из материалов дела следует, что Дондоковой Т.В. в настоящее время хххх лет, она утратила статус лица из числа детей-сирот в связи с чем, не может быть поставлена на учет по категории детей, оставшихся без попечения родителей, доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствовавших ей реализовать предоставленное федеральным законом право, суду первой инстанции представлено не было и о наличии таких обстоятельств истица не заявляла, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных ею требований не имелось.

По этому же основанию подлежат отклонению доводы Дондоковой Т.В., приведенные как в суде первой инстанции, так и на заседании судебной коллегии о том, что до 2011 года она не знала о своем праве на обеспечение жилплощадью.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, то судебная коллегия считает необходимым вынести по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

               ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 20 июля 2011 года отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Дондоковой Т.В.

Председательствующий:                                                       Кротова Л.М.

Судьи:                                                                                     Бухтиярова В.А.

                                                                                               Гончикова И.Ч.

                                                                                           

-32300: transport error - HTTP status code was not 200