О понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки



    судья Васильева С.Д.

                                               дело № 33-2769                                   

                                    поступило 30 августа 2011г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

К А С С А Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 сентября 2011г                                                            г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей Казанцевой Т.Б., Семенова Б.С., при секретаре Мижитовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования “город Улан-Удэ” о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки<...>,

по кассационной жалобе представителей Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Цыренова Е.А., Мотоевой М.К. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 июля 2011г., которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования “город Улан-Удэ” принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов<...>.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., объяснения прокурора Болдоевой Э.В., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования гор.Улан-Удэ в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования “город Улан-Удэ” о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки<...>.

Требование мотивировано тем, что в соответствии с Федеральными законами: “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования.

Проведенной проверкой выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов<...>, в то время как Федеральным законом “Об охране окружающей среды” хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В нарушение ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” ответчиками несанкционированные свалки на территории Октябрьского района не ликвидируются, что установлено проведенной проверкой. Полагая, что данный иск направлен на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления тяжких последствий, прокурор просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ступаков Д.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации гор. Улан-Удэ по доверенности Мотоева М.К. требования не признала, указав в обоснование своих возражений, что Администрация является исполнительным органом, к полномочиям которого относится обязанность по обеспечению организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Полагала, что на ответчика нельзя возлагать обязанность по принятию мер, поскольку это подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности. Администрация не вправе осуществлять хозяйственную деятельность самостоятельно.

“Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в г.Улан-Удэ”, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 21.04.2010г. №280-21, предусмотрена обязанность по организации сбора и вывоза ТБО и КГМ, установке контейнеров и содержанию их в исправном состоянии, которая возложена на собственников домовладений, организации по обслуживанию жилищного фонда или соответствующие хозяйствующие субъекты. Бытовые отходы являются следствием жизнедеятельности населения, а не осуществления хозяйственной деятельности органов местного самоуправления. Свалка в указном месте явилась результатом неисполнения обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договора со специализированными организациями на вывоз и утилизацию. Истцом не представлены доказательства осуществления ответчиком воздействия на окружающую среду, эксплуатации свалки ответчиком. Между деятельностью Администрации и указанной свалкой отсутствует причинно-следственная связь.

Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования по доверенности Цыденов С.Д. и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Очиров А.Н. полагали, что иск предъявлен обоснованно.

Суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе представители ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Цыренов Е.А., Мотоева М.К. просят решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права и на недоказанность установленных судом обстоятельств дела. Представители ответчика полагают, что суд неправомерно возложил на ответчика обязанность по непосредственной ликвидации свалки, несмотря на то, что действующее законодательство не предусматривает в перечне полномочий органов местного самоуправления городского округа обязанность по ликвидации свалок; кроме того, суд не указал норму права, предусматривающую обязанность органа местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок; организационно-правовое регулирование деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не влечет возложение на администрацию города бремени по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, судом не было учтено, что при разрешении дела по существу подлежал выяснению вопрос о причинах бездействия органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и последствиях такого бездействия; возложение на администрацию города обязанности, не предусмотренной действующим законодательством, нарушает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, что вытекает из смысла ст.130 Конституции РФ.

В суде кассационной инстанции прокурор Болдоева Э.В. полагала, что решение постановлено законно и обоснованно.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика Администрации МО “город Улан-Удэ”, от представителя Цыренова Е.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, представитель третьего лица Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует в силу ч.2 ст.354 ГПК РФ рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Болдоеву Э.В., коллегия находит, что в целом решение суда постановлено законно и обоснованно.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п. 14 п. 1 ст. 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава МО «город Улан-Удэ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г. Улан-Удэ не обязана принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок и о том, что суд не указал норму права, предусматривающую обязанность органа местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, подлежат отклонению, поскольку принятие таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.5 Устава муниципального образования и на что указал суд первой инстанции.

Статья 5 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», на которую ссылается в жалобе представитель Администрации, не подлежит применению в данном случае, так как данная статья содержит требования, предъявляемые к производителям отходов при осуществлении деятельности по обращению с отходами. В данном же деле речь идет об организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования (ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Довод о том, что чтобы возложить на орган местного самоуправления обязанность по организации сбора и вывоза мусора и отходов необходимо в судебном порядке установить факт бездействия органов местного самоуправления, подлежит отклонению, поскольку факт бездействия органа местного самоуправления нашел подтверждение материалами дела, а именно проверкой проведенной прокуратурой района с участием специалиста Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира и леса.

При таких обстоятельствах решение суда доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.

Вместе с тем, судебная коллегия в соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ считает необходимым изменить резолютивную часть решения, дополнив ее указанием на срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и с учетом требований разумности установить указанный срок до 1 ноября 2011г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 июля 2011 года изменить, изложив абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в срок до 1 ноября 2011 года принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов<...>».

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:      Н.В.Пащенко

Судьи:         Т.Б. Казанцева

                    Б.С.Семенов

         

-32300: transport error - HTTP status code was not 200