ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ судья Ненкина Р.А. дело № 33-2861 поступило 08 сентября 2011 года К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 14 сентября 2011 года г. Улан-Удэ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В. судей Назимовой П.С., Ивановой В.А. при секретаре Забелиной Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки по кассационной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ Цыренова Е.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 июля 2011 года, которым иск удовлетворен. Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения прокурора Дмитриевой Ю.А., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора РФ по РБ Васильевой М.П., ознакомившись с кассационной жалобой и материалами дела, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: 1. Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор предъявил в интересах неопределенного круга лиц иск к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в конце ул. Багряная, в п. Зверосовхоз г. Улан-Удэ. Районный суд иск удовлетворил. Представитель Администрации г. Улан-Удэ в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В заседании суда кассационной инстанции прокурор и представитель Управления Роспотребнадзора РФ по РБ возражали против отмены решения. 2. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения. В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 данного Федерального закона организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Районный суд правомерно удовлетворил иск прокурора, поскольку обстоятельства дела свидетельствуют о том, что сбор и вывоз бытовых отходов организованы ненадлежащим образом, в результате чего на ул. Багряная в п. Зверосовхоз появилась несанкционированная свалка. 3. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению. Смысл жалобы сводится к тому, что в обязанности Администрации г. Улан-Удэ входит полномочие по организационно-правовому регулированию данного вида деятельности, а не обязанность по ликвидации несанкционированных свалок Эти доводы несостоятельны, поскольку: 1) суд не возложил на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность произвести фактические действия по ликвидации свалки; 2) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит положений о том, что к вопросам местного значения относится лишь нормативно-правовое регулирование организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, или о том, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают только полномочием по изданию муниципальных правовых актов. В части 1 статьи 130 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Термины «решение», «решать» в экономико-правовом смысле означают достижение конечной цели. Таким образом, по смыслу указанных конституционных положений, а также норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения не вправе ограничиваться только изданием муниципальных правовых актов, а должны также использовать иные полномочия и способы с целью обеспечить жизнедеятельность населения муниципального образования. Следовательно, Администрация г. Улан-Удэ в целях организации сбора и вывоза бытовых отходов должна осуществлять контроль за надлежащим выполнением принятых ею муниципальных правовых актов, проверять эффективность работы созданных комбинатов по благоустройству, при необходимости формировать и размещать муниципальные заказы, принимать меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и т.п. Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что должный контроль не осуществляется, иные меры и способы не используются, что, по сути, означает ненадлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов. Остальные доводы жалобы также подлежат отклонению, поскольку они не опровергают правильность выводов суда по существу исковых требований и не свидетельствуют о том, что Администрация г. Улан-Удэ в полном объеме разрешила спорный вопрос. 3. В интересах законности судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения и указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Такое положение предусматривает часть 2 статьи 206 ГПК РФ. С учетом фактических обстоятельств дела судебная коллегия устанавливает срок исполнения решения до 01 ноября 2011 года. Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Дополнить абзац второй резолютивной части решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 июля 2011 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки словами «в срок до 01 ноября 2011 года». В остальной части оставить решение без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения. Председательствующий Судьи