ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Бунаева А.Д.
Дело № 33-2970 поступило ...
КАССАЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Пащенко Н.В.,
судей Назимовой П.С. и Бухтияровой В.А.,
при секретаре Мижитовой М.А.,
с участием прокурора Болдоевой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 26 сентября 2011 г. дело по кассационной жалобе представителя МУ Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Цыренова Е.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 августа 2011 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, организовав - сбор, вывоз мусора, образовавшихся в квартале № 111 в 80 м (за гаражами) южнее дома № 3 (блок 1) на площади 10 кв.м в виде отходов производства и потребления, в 100 м юго-восточнее указанного дома № 3 (блок 1) (за гаражами) на площади 20 кв.м в виде отходов от разборки зданий, в 280 м юго-восточнее (за гаражами) этого же дома № 3 (блок 1) на площади 20 кв.м в виде свалки бытовых и строительных отходов в срок до 15 ноября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Бухтияровой В.А., прокурора Болдоеву Э.В., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г.Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, находящихся: в квартале № 111 в 80 м (за гаражами) южнее дома № 3 (блок 1) на площади 10 кв.м. в виде отходов производства и потребления, в 100 м юго-восточнее указанного дома № 3 (блок 1) (за гаражами) на площади 20 кв.м. в виде отходов от разборки зданий, в 280 м юго-восточнее (за гаражами) этого же дома № 3 (блок 1) на площади 20 кв.м. в виде свалки бытовых и строительных отходов, установив разумные сроки.
Определением суда гражданские дела по трем несанкционированным свалкам объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Габаева Д.Н. поддержала исковые требования, просила обязать ответчика, установив разумные сроки для принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, организовать уборку - сбор и вывоз мусора, образовавшихся: в квартале № 111 в 80 м. (за гаражами) южнее дома № 3 (блок 1) на площади 10 кв.м. в виде отходов производства и потребления, в 100 м юго-восточнее указанного дома № 3 (блок 1) (за гаражами) на площади 20 кв.м. в виде отходов от разборки зданий, в 280 м. юго-восточнее (за гаражами) этого же дома № 3 (блок 1) на площади 20 кв.м. в виде свалки бытовых и строительных отходов, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» не приняты меры по ликвидации несанкционированных свалок в 111 квартале; в соответствии с п.24 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и п.25 ст.5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения города Улан-Удэ; обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренных с.42 Конституции РФ, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний.
Представитель МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г.Улан-Удэ Цыренов Е.А. возражал против заявленных требований, пояснив, что законом не предусмотрена прямая обязанность ответчика ликвидировать свалки бытовых отходов; в рамках предусмотренных законодательством и Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов №280-21 от 21.04.2010г. Комитетом приняты ряд нормативно-правовых актов; вывоз бытовых отходов должны организовать собственники и наниматели данных жилых домов путем заключения договоров на их вывоз, поскольку наличие несанкционированной свалки по указанному адресу является результатом неисполнения обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию мусора. Кроме того, указал, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между указанных несанкционированных свалок и деятельностью ответчика.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г.Улан-Удэ Цыренов Е.А. просит решение суда отменить с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное толкование судом норм права и на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело, по его мнению, к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.8, 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.21 и 22 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав г.Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения и полномочиям городского округа. Данная позиция соответствуют и положениям ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года.
Согласно ст.13 вышеуказанного ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов №280-21 от 21.04.2010 г. общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов. Контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации г. Улан-Удэ осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений. Методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.
Согласно п.28.1 названных Правил контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.
Согласно отраслевого перечня муниципальных услуг МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», утвержденного Постановлением Администрации г.Улан-Удэ № 72 от 26.02.2010 года, организация уборки, обеспечение чистоты и порядка в г.Улан-Удэ возложены на МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ».
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела и вышеперечисленных норм права, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, имеющихся в квартале № 111 в 80 м (за гаражами) южнее дома № 3 (блок 1) на площади 10 кв.м в виде отходов производства и потребления, в 100 м юго-восточнее указанного дома № 3 (блок 1) (за гаражами) на площади 20 кв.м в виде отходов от разборки зданий, в 280 м юго-восточнее (за гаражами) этого же дома № 3 (блок 1) на площади 20 кв.м в виде свалки бытовых и строительных отходов, установив разумный срок для принятия мер до 15 ноября 2011 г.
Доводы жалобы о том, что Администрацией города и его структурным подразделением принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не являются обоснованными, поскольку не свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной законом, так как являются нерегулярными, недостаточными, не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории.
Ссылка в жалобе на надлежащее нормативно-правовое регулирование также не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из материалов дела и сложившейся ситуации, существующее нормативное регулирование, осуществляемое Администрацией города, не обеспечивает в полной мере возможности пресечения возникновения несанкционированных свалок.
Доводы жалобы о том, что граждане и юридические лица обязаны обеспечивать чистоту и порядок на территории муниципального образования, также не свидетельствуют о неправильности выводов суда, так как ответчиком не доказан факт нахождения несанкционированной свалки исключительно на прилегающей к частным домовладениям территории, либо на территории организаций; кроме того, обязанность указанных лиц убирать соответствующую территорию не свидетельствует об освобождении ответчика от осуществления полномочий, определенных вышеназванными нормами права.
Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о понуждении ответчика принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, а не о непосредственном сборе мусора и ликвидации свалок, в связи с чем доводы автора жалобы являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 17 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Пащенко Н.В.
Судьи коллегии: Назимова П.С.
Бухтиярова В.А.