Судья Рабданова Г.Г. поступило ... дело № 33-2997 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 сентября 2011 г. г. Улан-Удэ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего Кротовой Л.М., судейколлегии Куницыной Т.Н., Гончиковой И.Ч. при секретаре Батагаевой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора по кассационной жалобе представителя МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыренова Е.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 26 августа 2011 г., которым исковыетребования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэудовлетворены. Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя МБУ Комбината по благоустройству г. Улан-Удэ Чепелевой Н.М., прокурора Болдоевой Э.В., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», в котором просил обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор и вывоз мусора. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды была выявлена несанкционированная свалка площадью <...> квадратных метров в квартале № <...> г. Улан-Удэ между домами № <...> и № <...> (за гаражами). В соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Уставом МО «город Улан-Удэ» организация сбора, вывоза отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения городского округа. В целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды создано МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», который является структурным подразделением Администрации МО «город Улан-Удэ», функциями и задачами которого в соответствии с Положением является, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и производственных отходов. Представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» Цыренов просил требования прокурора оставить без удовлетворения, указывая на то, что полномочия по организации сбора мусора не могут отождествляться с деятельностью по вывозу бытовых и промышленных отходов, в связи с чем Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ не является органом уполномоченным осуществлять деятельность по уборке мусора и ликвидации несанкционированных свалок. Наличие несанкционированных свалок по указанному адресу является результатом неисполнения собственниками частных домовладений обязанности по организации сбора мусора и заключения договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию мусора. Представители ООО «Юго-Западное», Жилищного кооператива «110» в судебное заседание не явились. Представитель МБУ Комбината по благоустройству г. Улан-Удэ Гуляева указала, что уборка мусора осуществляется комбинатом в рамках муниципального задания. Районный суд требования прокурора удовлетворил. В кассационной жалобе представитель Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыренов Е.А. просит отменить решения суда, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок. Их полномочия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов сводятся к принятию нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в этой сфере, к созданию муниципальных предприятий и учреждений, к финансированию и формированию муниципального заказа. Считает, что принятым решением нарушено однообразие судебной практике. В заседании судебной коллегии представитель МБУ Комбината по благоустройству г. Улан-Удэ Чепелева и прокурор Болдоева просили оставить решение суда без изменения. Представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился. Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены. Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», на Устав г. Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Кроме того, судом было исследовано Положение о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», которым предусмотрена обязанность Комитета принимать меры по организации уборки - сбора и вывоза мусора, его утилизации на соответствующей территории МО. Исходя из указанных правовых норм, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки. Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что Администрацией города приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, что Комитетом городского хозяйства принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не имеют правового значения, поскольку они при наличии несанкционированных свалок не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком обязанности, предусмотренной законом, так как являются недостаточными и не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории. Довод жалобы о том, что обязанность уборки мусора на территориях, прилегающих к жилым домам, лежит на собственниках строений, не свидетельствует о необоснованности вынесенного решения, так как ответчиком не доказан факт нахождения несанкционированной свалки исключительно на прилегающей к частному домовладению территории в квартале №<...> между домами <...> и <...>. Кроме того, обязанность указанных лиц убирать соответствующую территорию не свидетельствует об отсутствии обязанности МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» предпринимать меры к организации очистки территорий. Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что для возложения на орган муниципального образования обязанности по ликвидации несанкционированных свалок необходимо установить бездействие органов муниципального образования по исполнению возложенных на него законом полномочий. Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей по организации сбора и вывоза мусора и отходов и является достаточным основанием для удовлетворения иска прокурора. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам оно отмене не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 26 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Кротова Л.М. Судьи Куницына Т.Н. Гончикова И.Ч.