о ликвидации свалки



ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Цыбикдоржиева Т.В.                                                                                           поступило ...                                                                            

дело № 33-2981                                                                                                          

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                         

26 сентября 2011 г.                                                              г. Улан-Удэ        

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдаровой Т.А., судей коллегии                                         Казанцевой Т.Б., Ивановой В.А., при секретаре                                           Петруниной Б.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов по кассационной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ Мотоеовй М.К. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 июля 2011 г., которым постановлено:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на <...> на расстоянии <...> метров до съезда в <...>.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения прокурора Болдоевой Э.В., представителя республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования Цыденова С.Б. (по доверенности), проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «г. Улан-Удэ», в котором просил понудить ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Октябрьского района г. Улан-Удэ - на <...> на расстоянии <...> метров до съезда в <...>.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки с привлечением специалиста Бурятприроднадзора была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная на территории Октябрьского района г. Улан-Удэ - на <...> на расстоянии <...> метров до съезда в <...> на площади около <...> кв.м. В соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Уставом МО «город Улан-Удэ» к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза отходов и мусора. В нарушение указанных норм органами местного самоуправления МО «город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий.

В судебном заседании заместитель прокурора Ступаков Д.Ю. (по доверенности) поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации г. Улан-Удэ Цыренов Е.А. (по доверенности) исковые требования не признал, указывая на то, что полномочия муниципального образования по организации сбора мусора не могут отождествляться с деятельностью по вывозу бытовых и промышленных отходов. Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ответчик исполняет.

Представители Роспотребнадзора по РБ и Бурятприроднадзора Очиров А.Н. и Цыденов С.Д. (по доверенностям) полагали, что иск прокурора является обоснованным.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации МО «г. Улан-Удэ» Мотоева М.К. просит отменить решение суда, указывая на неправильное толкование норм права и на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что органы местного самоуправления для реализации своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов вправе издавать муниципальные правовые акты, создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансирование муниципальных учреждений и размещать муниципальный заказ, и не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности. Между тем, суд сделал вывод о том, что органы местного самоуправления должны непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность по сбору и вывозу мусора. Суд должен был указать норму права, предусматривающую обязанность органов местного самоуправления принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок; в этой связи неясен способ реализации указанной обязанности и непонятен способ исполнения решения суда. Кроме того, полагает, что для возложения на орган муниципального образования обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок необходимо установить бездействие органов муниципального образования по исполнению возложенных на него законом полномочий.

В заседание судебной коллегии представитель Администрации МО «город Улан-Удэ», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

Прокурор Болдоева Э.В. и представитель республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования Цыденов С.Б. (по доверенности) просили оставить решение суда без изменения, дополнив его указанием о сроке ликвидации несанкционированной свалки.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Исходя из указанных правовых норм, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что Администрацией города приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, что Законом Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» на физических лиц возложена обязанность по заключению договоров на сбор и вывоз отходов, не имеют правового значения, поскольку они при наличии несанкционированных свалок не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком обязанности, предусмотренной законом, так как являются недостаточными и не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории.

Порядок исполнения принятого судом первой инстанции решения подлежит определению ответчиком самостоятельно по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий.

Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что для возложения на орган муниципального образования обязанности мер по ликвидации несанкционированных свалок необходимо установить бездействие органов муниципального образования по исполнению возложенных на него законом полномочий.

Отсутствие на территории муниципального образования надлежащей организации сбора и вывоза мусора, в результате чего стали возможны свалки мусора в неустановленных местах, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, причиняющие ущерб окружающей среде, является основанием для вывода о недостаточности предпринятых ответчиком мероприятий в этом направлении и образует элемент незаконного бездействия. При этом ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие, что им в полном объеме были предприняты все необходимые меры к организации сбора и вывоза мусора в жилом массиве, на территории которого образовалась несанкционированная свалка.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения ответчика от ответственности за организацию ликвидации несанкционированной свалки мусора.

Другие доводы кассационной жалобы не имеют правового значения для разрешения спора.

Таким образом, решение суда по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия в соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и установить этот срок до <...>.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

        О П Р Е Д Е Л И Л А:

Резолютивную часть решения Советского районного суда г.Улан-Удэ от 22 июля 2011 года изложить в следующей редакции:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на <...> на расстоянии <...> метров до съезда в <...> в срок до <...>.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

    Председательствующий:                                                Шагдарова Т.А.

    Судьи:                                                                                            Казанцева Т.Б.

                                                                                                           Иванова В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200