ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Номогоева З.К. поступило 08 сентября 2011г.
дело № 33-2864
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2011г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Кротовой Л.М.,
судей Базарова В.Н., Гончиковой И.Ч.
при секретаре Мижитовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации свалки, организовав сбор и вывоз мусора
по кассационной жалобе представителя МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыренова Е.А., действующего на основании доверенности на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 11 августа 2011 г.,
которым постановлено: Исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку- сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке на площади <...> га на расстоянии 5 метров от ориентира - <...> (<...>» <...>) объемом <...> куб.м. в срок до 01.11.2011 г.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., мнение прокурора Болдоевой Э.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, в котором просил ответчика обязать принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки была выявлена несанкционированная свалка на земельном участке на площади <...> га на расстоянии 5 метров от ориентира - <...>) объемом <...> куб.м. В соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Уставом МО «город Улан-Удэ» к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза отходов и мусора. Положением о МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» предусмотрено, что он создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды.
Представитель прокурора Габаева Д.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на то, что обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Просила установить разумные сроки для ликвидации свалки.
Представитель МУ Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыренов Е.А. просил требования прокурора оставить без удовлетворения, указывая на то, что полномочия по организации сбора мусора не могут отождествляться с деятельностью по вывозу бытовых и промышленных отходов, в связи с чем Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ не является органом уполномоченным осуществлять деятельность по уборке мусора и ликвидации несанкционированных свалок.
Уборка несанкционированных свалок осуществляют муниципальные учреждения «Комбинаты по благоустройству». Считает, что население района, в том числе и хозяйствующие субъекты за счет собственных средств, должны сами заключать договора с организациями, которые осуществляют данный вид деятельности. Кроме того, считает, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между указанной несанкционированной свалкой и деятельностью Комитета. Просит в иске отказать.
Районный суд требования прокурора удовлетворил.
В кассационной жалобе представитель Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыренов Е.А. просит отменить решения суда, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности. Считает, что судом безосновательно не принято во внимание то обстоятельство, что Администрацией города приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, в соответствии с которыми граждане обязаны в пределах 5-метровой зоны от их домовладений обеспечивать чистоту и порядок. Полагает, что решение суда не содержит ссылки на нормы материального права.
В заседании судебной коллегии прокурор Болдоева Э.В. просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», на Устав г. Улан-Удэ, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Кроме того, судом было исследовано Положение о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», которым предусмотрена обязанность Комитета принимать меры по организации уборки - сбора и вывоза мусора, его утилизации на соответствующей территории МО.
Исходя из указанных правовых норм, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и обязал МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что Администрацией города приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, что Комитетом городского хозяйства принимаются определенные меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок, не имеют правового значения, поскольку они при наличии несанкционированных свалок не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком обязанности, предусмотренной законом, так как являются недостаточными и не обеспечивают надлежащее санитарное состояние городской территории.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по изложенным в кассационной жалобе доводам оно отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 11 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.М. Кротова
Судьи: В.Н. Базаров
И.Ч. Гончикова