О понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил



    судья Соболева Н.А.

                                               дело № 33-2953                                   

                                    поступило 16 сентября 2011г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

К А С С А Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 октября 2011г                                                            г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ в составе председательствующего Куницыной Т.Н. и судей Казанцевой Т.Б., Гончиковой И.Ч., при секретаре Забелиной Т.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 05 октября 2011 г. гражданское дело по иску прокурора Бичурского района Республики Бурятия, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Республиканскому агентству по делам семьи и детей, Государственному образовательному учреждению “Малокуналейский детский дом” и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил,

по кассационной жалобе представителя Министерства имущественных и земельных отношений РБ по доверенности Елаева В.Н. на решение Бичурского районного суда Республики Бурятия от 05 августа 2011г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Государственное образовательное учреждение “Малокуналейский детский дом”, Республиканское агентство по делам семьи и детей и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: восстановить ограждение земельного участка детского дома; заменить оконные рамы в помещениях здания спального корпуса для проживания детей младшего возраста, здания-общежития; установить в фойе перед входом в столовую раковину для мытья рук; установить в пищеблоке овощерезку; заменить кровлю 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, заменить потолки в банно-прачечной корпусе, заменить оконные рамы 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, установить во всех пяти группах детей дополнительный унитаз, установить в пятой группе ногомойку, заменить водопровод и обеспечить соответствие качества воды в системах водоснабжения учреждения гигиеническим требованиям, обеспечить все умывальные комнаты горячим водоснабжением, отремонтировать электроплитку в производственном цехе столовой, установить при обеденном зале столовой умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с умывальниками установить электрополотенце (не менее 2) и/или одноразовые полотенца в срок до 1 сентября 2012 года.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., пояснения прокурора Дмитриевой Ю.А., представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубина В.С., ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Бичурского района РБ обратился в суд с исковым заявлением на основании ст.45 ГПК РФ о возложении на Республиканское агентство по делам семьи и детей и ГОУ “Малокуналейский детский дом” обязанности по устранению выявленных в ходе проверки ГОУ “Малокуналейский детский дом” нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Заявленные исковые требования прокурора мотивированы тем, что 29.12.2010г. была проведена проверка Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Малокуналейский детский дом”, в ходе которой были установлены нарушения требований Санитарных правил СП 2.4.990-00 “Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000г. По выявленным нарушениям 30.12.2010г. директору Учреждения было вынесено представление об устранении выявленных нарушений, после чего часть нарушений была устранена. Устранение всех нарушений требует значительных финансовых затрат, в учреждении объем средств, предусмотренный на обеспечение деятельности в 2011 году, недостаточен для их проведения. В соответствии с п.50 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. № 676, деятельность учреждения финансируется в соответствии с договором его учредителем, функции которого согласно Устава ГОУ “Малокуналейский детский дом” осуществляет Республиканское агентство по делам семьи и детей. При этом финансирование расходов осуществляется из республиканского бюджета. Наличие выявленных нарушений санитарных норм и правил в учреждении, недостаточное финансирование мероприятий, направленных на их устранение, нарушает права несовершеннолетних, проживающих в нем, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, установленные ст.8 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в результате неисполнения требований санитарных норм и правил ставится под угрозу их жизнь и здоровье.

Определением от 03.06.2011г. принято заявление прокурора об увеличении размера исковых требований путем возложения на ответчиков дополнительных обязанностей.

Определением от 22.06.2011г. по ходатайству прокурора Бичурского района РБ Хорганова О.Ц. в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство имущественных и земельных отношений РБ.

В судебном заседании прокурор Бичурского района РБ Хорганов О.Ц. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил обязать ГОУ “Малокуналейский детский дом”, Республиканское агентство по делам семьи и детей и Министерство имущественных и земельных отношений РБ устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 1 сентября 2012 года.

Представитель ответчика - ГОУ “Малокуналейский детский дом” Кицилев А.А. исковые требования прокурора признал, пояснив суду, что своевременное устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не представляется возможным в связи с недостаточностью финансирования. Денежные средства на непредвиденные расходы можно получить только после принятия и утверждения смет по расходам на сессии депутатов. В настоящий момент им составлены сметы на ряд необходимых ремонтных работ, которые утверждены Республиканским агентством по делам семьи и детей, подписаны Администрацией МО “Бичурский район”, решение вопроса о финансировании на сессии депутатов запланирован в сентябре 2011 года. При выделении денежных средств все выявленные нарушения будут устранены. В настоящее время за счет привлечения спонсорских средств незначительная часть выявленных нарушений, не требующая больших денежных затрат, устранена. С предложенным прокурором района сроком устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2012 года согласился.

Представитель ответчика - Республиканского агентства по делам семьи и детей главный специалист отдела правового обеспечения Буянтуев Ж.Ю. в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика, ранее исковые требования не признал, указав что ГОУ “Малокуналейский детский дом” является самостоятельным юридическим лицом, функции учредителя ГОУ осуществляет Агентство. Учредитель не отвечает по обязательствам юридического лица, прокурором не дано правового основания привлечения Агентства в качестве соответчика. Часть выявленных нарушений устранена, в целях устранения остальных нарушений Агентством предпринимаются меры для передвижки финансовых средств. Выявленные нарушения не носят особого общественного значения, поскольку не создают угрозу жизни и здоровью, не ставят в незащищенное состояние личность и имущество лиц, постоянно и временно пребывающих в ГОУ, являются устранимыми. Агентство составляет сметы и передает их для рассмотрения в Народный Хурал, по утвержденным сметам из республиканского бюджета выделяются денежные средств на те или иные затраты детских домов. Агентство не является распорядителем денежных средств, собственником имущества, основных средств является Министерство имущественных и земельных отношений РБ.

Представитель соответчика - Министерства имущественных и земельных отношений РБ в судебное заседания не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя соответчика, исковые требования прокурора не признал.

Из представленного министром Магомедовой М.А. отзыва на исковое заявление следует, что Министерство имущественных и земельных отношений РБ не может являться ответчиком по предъявленным требованиям. Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений РБ, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.10.2007г. №304 на Министерство возложено осуществление от имени РБ только ряда прав РБ как собственника имущества, связанных с управлением имуществом (заключение договоров, закрепление имущества, приватизация и т.д.) В числе полномочий, возложенных Правительством на Минимущество, отсутствуют обязанности по содержанию республиканского имущества, в том числе закрепленного за государственными учреждениями РБ. Со ссылкой на ст.296 ГК РФ и ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” отмечено, что ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений РБ Елаев В.Н. просит решение суда в части удовлетворения требований прокурора Бичурского района Республики Бурятия к Министерству имущественных и земельных отношений РБ отменить, в удовлетворении указанных требований отказать, указав, что решение принято с нарушением норм материального права, с применением норм, не подлежащих применению, поскольку в числе полномочий, возложенных Правительством РБ на Минимущество РБ, отсутствуют обязанности по содержанию республиканского имущества. Финансирование мероприятий, связанных с проведением работ в отношении республиканского имущества, в том числе имущества, закрепленного за государственными учреждениями Республики Бурятия, с целью обеспечения соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, также не относится к компетенции Минимущества РБ. ГОУ “Малокуналейский детский дом”, являясь бюджетным учреждением, финансируется в соответствии с бюджетной сметой. Согласно ФЗ от 08.05.2011г. №83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Министерство имущественных и земельных отношений РБ не обладает бюджетными полномочиями в отношении ГОУ “Малокуналейский детский дом” и не является главным распорядителем бюджетных средств. Судом на Минимущества РБ была возложена обязанность по устранению санитарно-эпидемиологических правил в виде восстановления (ремонта) имущества, приобретения дополнительного имущества. Однако Минимущество РБ не является пользователем имущества, закрепленного за учреждением и не вправе нести расходы на его содержание. Исковые требования прокурора не связаны с неисполнением денежных обязательств ГОУ “Малокуналейский детский дом” перед третьими лицами, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям не могут применяться правила субсидиарной ответственности.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители Министерства имущественных и земельных отношений РБ и ГОУ “Малокуналейский детский дом”, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство представителя ГОУ “Малокуналейский детский дом” о рассмотрении дела в его отсутствие. Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует в силу ч.2 ст.354 ГПК РФ рассмотрению дела.

Представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубин В.С. с решением суда согласился. Суду пояснил, что часть нарушений уже устранена, полагал, что в установленный срок остальные нарушения также будут устранены.

Прокурор Дмитриева Ю.А. суду пояснила, что без привлечения соответчика Минимущества РБ ГОУ “Малокуналейский детский дом” нарушения устранить не может. Минимущество РБ должно обеспечить финансовую поддержку, поскольку у ГОУ “Малокуналейский детский дом” и Республиканского агентства по делам семьи и детей недостаточно средств для устранения нарушений.

Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Дмитриеву Ю.А., представителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Шубина В.С., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства по следующим основаниям.

Рассмотрев дело и установив нарушение санитарно-эпидемиологических правил со стороны ГОУ “Малокуналейский детский дом”, суд обоснованно возложил обязанность по устранению указанных нарушений на образовательное учреждение.

Однако выводы суда о необходимости возложения указанных обязанностей на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, обоснованные ст.210 ГК РФ, нельзя признать правильными.

Из устава ГОУ “Малокуналейский детский дом”, утвержденного в декабре 2010г., следует, что оно является некоммерческой бюджетной организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета Республики Бурятия. Его учредителем и собственником является Республика Бурятия (п.1.5.), полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом осуществляет Минимущество РБ в соответствии с действующим законодательством (п.1.6.), а функции учредителя - Республиканское агентство по делам семьи и детей (п.1.7.).

Согласно п.1 ст.120 ГК РФ - введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Минимущество РБ в соответствии с п.1.1. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утв. Постановлением Правительства РБ от 09.10.2007 N 304 (ред. от 04.03.2011) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке на территории Республики Бурятия единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений, по управлению государственным жилищным фондом Республики Бурятия, а также функции по управлению и распоряжению иным имуществом Республики Бурятия, в том числе земельными участками.

При управлении республиканским имуществом Минимущество РБ реализует от имени Республики Бурятия в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, права собственника имущества республиканских учреждений (п.3.3.2 Положения),     однако обязанность Минимущества РБ по содержанию имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, финансированию или проведению мероприятий, связанных с обеспечением соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в учреждениях, нормами Положения не предусмотрена.

Исковые требования прокурором были заявлены о совершении конкретных действий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, совершение которых входит в прямую компетенцию бюджетного учреждения и предусмотрены его уставом. Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством, однако прокурором соответствующие требования заявлены не были.

Таким образом, суд в результате неправильного применения норм материального права возложил обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГОУ “Малокуналейский детский дом” путем совершения определенных действий на Минимущества РБ, в полномочия которого совершение указанных действий не входит.

По изложенным основаниям решение в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлены, судебная коллегия считает возможным рассмотреть требования прокурора Бичурского района, предъявленные к Минуимуществу РБ по существу и в их удовлетворении отказать.

Руководствуясь статьями 361, 363, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бичурского районного суда Республики Бурятия от 05 августа 2011 года отменить в части возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГОУ “Малокуналейский детский дом”.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.Н. Куницына

Судьи:          Т.Б. Казанцева

                                

                                                                                                  И.Ч. Гончикова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200