о признании незаконным отказа от регистрации



     

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Баторова Ж.Б.

Дело № 33-3054                                                                                                                       поступило ....         

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                         

        

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хаыковой И.К., судей Гончиковой И.Ч., Ивановой В.А., при секретаре Мижитовой М.А., рассмотрела в открытом судебном заседании г. Улан-Удэ 19 октября 2011 года гражданское дело по заявлению Гонцова <...> к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по республике Бурятия о признании незаконным отказа от регистрации судна и права собственности на судно, понуждении ответчика устранить допущенные нарушения, произвести регистрацию судна и права собственности, по кассационной жалобе представителя Орлова В.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 8 сентября 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Гонцову <...> к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по республике Бурятия о признании незаконным отказа от регистрации судна и права собственности на судно, понуждении ответчика устранить допущенные нарушения, произвести регистрацию судна и права собственности, отказать.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителя центра государственной инспекции маломерных судов МЧС России по РБ Стулевой Е.Н., действующей на основании доверенности, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы

у с т а н о в и л а:

Обращаясь в суд, Гонцов В.В. просил признать отказ в регистрации судна и права собственности на судно незаконным, понудить ответчика устранить допущенные нарушения, произвести регистрацию судна и права собственности.

Требования мотивированы следующим: на основании договора купли-продажи от <...> г., он является владельцем катера <...>, № корпуса <...> № рег. <...>, длина <...> м., ширина <...> м, осадки <...> м., цвет <...>, с двумя установленными дизельными двигателями марки <...>, модель <...> изготовитель <...>, товарный знак: <...>, марка: <...>. В июне <...> г. он обратился в Северобайкальский участок центра государственной инспекции маломерных судов МЧС России по РБ с заявлением о регистрации судна и права собственности на судно, однако в регистрации ему было отказано со ссылкой на приказ № <...> пункт <...> раздела, согласно которому регистрируются только суда, используемые в целях мореплавания. Считает отказ в регистрации судна незаконным.

В судебном заседании Гонцов В.В. и его представитель Орлов В.В. поддержали заявление в полном объеме.

Представитель Северобайкальского участка центра государственной инспекции маломерных судов МЧС России по РБ Кузнецов В.П., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился и пояснил, что в Центре ГИМС подлежит регистрации только мелкий флот. Озеро Байкал относится к бассейнам с внутренним режимом судоходства, где действуют правила плавания по внутренним водным путям. Катер Гонцова В.В. должен быть зарегистрирован в Речном Регистре.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Гонцова В.В. - Орлов В.В. просит отменить решение суда. Указывает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Полагает, что в силу ст. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов судно Гонцова В.В. подлежит регистрации в ГИМС МЧС России, поскольку является прогулочным судном с пассажировместимостью до 10 человек. ГИМС МЧС в настоящее время при регистрации судов руководствуется «временными правилами классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации», утвержденной приказом ГУ ГИМС РФ № 42 от 28.06.2001 г. Согласно данным правилам озеро Байкал отнесено к морским водоемам, а судно, принадлежащее Гонцову В.В., подпадает под классификацию «прогулочное судно». Кроме того, постановлением Правительства Республики Бурятия № 183 от 05.06.2007 г. утверждены «Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в РБ», где согласно ст. 1.6. «при пользовании водными объектами для плавания на маломерных судах обязаны выполнять требования настоящих правил и международных правил предупреждения столкновения судов в море». Таким образом, правительства РБ утвердило морские условия плавания в акватории озера Байкал.

В суд кассационной инстанции Гонцов В.В. и его представитель Орлов В.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель центра государственной инспекции маломерных судов МЧС России по РБ Стулева Е.Н., действующая на основании доверенности, полагала, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

Судебная коллегия, проверив материалы дела по доводам кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным отказа в регистрации судна и права собственности на судно, понуждения устранить допущенные нарушения не имелось, поскольку прогулочные суда с главными двигателями более 55 кВт, эксплуатируемые в Восточно-Сибирском бассейне, подлежат регистрации в Речном Регистре, полномочий на регистрацию такого судна в судовой книге ГИМС МЧС России по РБ не имелось. Согласно действующему законодательства государственная регистрация прогулочных судов с главными двигателями более 55 кВт, эксплуатируемых в Восточно-Сибирском бассейне в судовой книге ГИМС МЧС России по РБ не может быть произведена.

Выводы суда надлежащим образом мотивированы, содержат ссылки на нормы материального права, оснований для признания указанных выводов неверными не установлено.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

В силу положений п. 1 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

В соответствии с п. 2 данной нормы указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

Согласно п. 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835, с изменениями от 24 марта 2009 г.) Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;

прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемых в целях мореплавания;

Согласно п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. № 500 (в редакции приказа от 21 июля 2009 г.) государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей, используемые в целях мореплавания.

Для исполнение указанных Правил приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 497 утверждены Временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

П.1.1. Временных правил классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определяют порядок классификации морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, используемых в целях мореплавания (далее - прогулочные суда), а также соответствующих маломерных судов прибрежного морского и внутреннего плавания.

Согласно пунктам 2.2., 2.3. указанных Вверенных правил класс, присвоенный прогулочному судну, определяет разрешенные районы плавания, которые устанавливаются с учетом его конструкции, мореходных качеств и технического состояния, соответствует категории сложности морских бассейнов, за исключением прибрежных морских (не далее 12 миль от берега) и внутренних водных бассейнов (районы плавания IV категории сложности), у которых класс судна соответствует разряду сложности этих районов плавания.

Из смысла указанных норм следует, что разграничение целей, в которых будет использовано судно (в целях мореплавания, либо эксплуатации во внутренних водах) имеет значение для решения вопроса о регистрации судна, поскольку с учетом разрешенного района плавания изменяются требования к техническим характеристикам судна.

Кроме того, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Технический надзор за прогулочными парусными судами независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, другими прогулочными судами и спортивными судами (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивными и прогулочными самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивными и прогулочными несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Технический надзор за судами, не указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется иными государственными организациями, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в сиу ст. 36Кодекса внутреннего водного транспорта РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отказ ГИМС МЧС России по республике Бурятия в регистрации судна и права собственности на судно Гонцова <...> является обоснованным. Судно указанной категории могло быть зарегистрировано в ГИМС в случае использования такого судна в целях мореплавания. Поскольку озеро Байкал, где предполагается использование судна, входит в перечень внутренних водных путей РФ, то следует признать, что в целях мореплавания судно использоваться не будет, что, соответственно, влечет необходимость регистрации такого судна в Речном Регистре.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что в данном случае необходимо было руководствоваться «временными правилами классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации», утвержденной приказом ГУ ГИМС РФ № 42 от 28.06.2001 г. являются несостоятельными. Сведений о том, что данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и являются действующим не представлено. Имеющиеся в материалах дела указанные заявителем Временные правила не содержат ни дату издания, ни номера приказа, ни порядка опубликования и вступления в силу, в связи с чем доводы представителя центра государственной инспекции маломерных судов МЧС России по РБ Стулевой Е.Н о том, что указанные Правила не действуют и не применяются, не опровергнуты.

Кроме того, указанными Временными Правилами к маломерными судам отнесены самоходные и несамоходные суда, ввозные транспортные и иные плавсредства (независимо от назначения, конструкции, способа движения и метода поддержания), валовой вместимостью менее 80 р.т., пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и подвесными моторами независимо от мощности. Таким образом, судно Гонцова В.В. по своим параметрам не может быть отнесено к категории маломерных судов, определяемых настоящими Временными Правилами, и в отношении которых эти Временные Правила применимы.

С учетом всего изложенного, доводы жалобы о том, что с учетом указанных Временных Правил следует считать озеро Байкал отнесенным к морским водоемам, в связи с чем судно, принадлежащее Гонцову В.В., должно быть зарегистрировано в ГИМС, подлежат отклонению.

В решении суд обоснованно сослался на перечень внутренних водных путей РФ, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 г. № 1800 (в редакции от 27.02.2010 г.), согласно которому озеро Байкал относится к внутренним водным путям РФ.

Ссылки на то, что в ст. 1.6.постановления Правительства Республики Бурятия № 183 от 05.06.2007 г. об утверждении «Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в РБ», где указана обязанность при плавании на маломерных судах выполнять требования настоящих правил и международных правил предупреждения столкновения судов в море подлежат отклонению, поскольку не свидетельствует о том, что правительство РБ утвердило морские условия плавания в акватории озера Байкал.

Принцип состязательности при рассмотрении дела не нарушен, заявитель не был лишен возможности представить доказательства в подтверждение своих требований, в том числе и решения ГИМС МЧС по Иркутской области. Кроме того, как следует из протокола судебного заседания, ходатайств об истребовании дополнительных документов из ГИМС МЧС Иркутской области не поступало.

Иных правовых доводов, по которым решение суда может быть отменено, кассационная жалоба не содержат.

Таким образом, по данному делу судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

        о п р е д е л и л а:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 8 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                                     И.К. Хаыкова

Судьи:                                                                                                    И.Ч. Гончикова

                                                                                                               В.А. Иванова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200