о понуждении поставить в очередь на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью



                                               ВЕРХОВНЫЙ СУД

                                        РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

                              

Судья Рабданова Г.Г.                                                                              

Дело № 33-3280                 дело поступило 20 октября 2011г.                                                                              

             КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Хаыковой И.К., Куницыной Т.Н. при секретаре Мижитовой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 26 октября 2011 г. дело по кассационной жалобе Вихорь А.В. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 21 сентября 2011г., которым постановлено:

Исковые требования Вихорь А.В. к Администрации Октябрьского района о понуждении поставить в очередь на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав Вихорь, представителя Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Смирнову В.М., действующую на основании доверенности, представителя Министерства социальной защиты населения Шатаева А.М., действующего на основании доверенности, ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Вихорь обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, в котором просил понудить ответчика поставить заявителя на очередь на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью.

Иск мотивирован тем, что Вихорь принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 году и на основании ст.15 ФЗ Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на первоочередное обеспечение жилой площадью, однако Администрация Октябрьского района необоснованно отказывает истцу в постановке на учет, ссылаясь на Закон Республики Бурятия «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В судебном заседании Вихорь поддержал заявленные требования, пояснил, что не имеет собственного или закрепленного за ним жилья, снимает квартиру.

Представитель Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Смирнова иск не признала, пояснила, что в соответствии с Законом Республики Бурятия №1732-III от 27.06.2006г. участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не относятся к льготной категории граждан, Вихорь не является малоимущим, поскольку имеет дорогостоящий автомобиль, соответственно оснований для постановки его на учет у Администрации района нет.

Представитель Министерства соцзащиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Маркушева полагала, что иск заявлен необоснованно, поскольку Вихорь не относится к категории льготников и не является малоимущим.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Вихорь просит его отменить, ссылаясь на то, что суд нарушил положения ст.47 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указывает, что отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой регулируются данным законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему закону, и другими актами законодательства РФ. Автор жалобы полагает, что пробел в законодательстве Республики Бурятия не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

В суде кассационной инстанции Вихорь поддержал доводы жалобы, Смирнова с жалобой не согласилась. Представитель министерства соцзащиты населения Республики Бурятия Шатаев А.М. пояснил, что министерство не предоставляет субсидии ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на Закон Республики Бурятия №.1732-III от 27.06.2006г «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», согласно которого на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилом фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, к которым Вихорь, не являющийся малоимущим, отнесен быть не может.

При этом суд исходил также из того, что заявитель не относится к льготной категории лиц, указанных в ст. 2 Закона Республики Бурятия №.1732-III, которые имеют право на постановку на очередь для получения жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма : инвалиды и участники Великой отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, семьи, имеющие детей-инвалидов и т.д.

Однако ссылки решения на указанный нормативный акт не свидетельствуют об отсутствии у заявителя права на предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, поскольку суд не применил Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и никак не обосновал его неприменение.

Как следует из материалов дела, Вихорь является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., относится к категории лиц, перечисленных в п.3 ст. 13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и имеет право на льготы, установленные данным Федеральным законом.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ №1244-I от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12,14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

При этом указанный ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другие нормативные акты не предусматривают, что лица, имеющие право на льготу, установленную данным Федеральным законом, должны обеспечиваться жилой площадью в порядке и на условиях, установленных п.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (предоставление жилых помещений в муниципальном жилищном фонде малоимущим гражданам) которые сами по себе льготными не являются и распространяются на любых граждан, независимо от их заслуг перед государством.

В то же время согласно п.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.

При этом жилые помещения предоставляются указанным категориям граждан в порядке, установленном Жилищным кодексом, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Как следует из смысла п.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, право иных категорий граждан на предоставление жилых помещений на основании Федерального закона, указа Президента Российской Федерации или Закона субъекта Российской Федерации не обусловлено их имущественным положением и необходимостью иметь статус малоимущего.

Указание п.3 ст. 49 ЖК РФ на предоставление таким категориям граждан жилой площади в порядке, установленном ЖК РФ, также не означает, что жилое помещение должно им предоставляться, как малоимущим, кроме того, согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с этим ссылка решения на то, что Вихорь не подтвердил статус малоимущего, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не имеет значения при решении вопроса о предоставлении жилой площади ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС на основании ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Отсутствие в Законе Республики Бурятия «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» упоминания об участниках ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не является основанием для отказа в предоставлении Вихорь социальной льготы, установленной Федеральным законом, имеющим большую юридическую силу по сравнению с Законом субъекта Федерации.

Кроме того, Закон Республики Бурятия «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не является Законом, устанавливающим социальные льготы, а является одним из нормативных актов, определяющим порядок предоставления льгот.

Поскольку отсутствует нормативный акт Республики Бурятия, устанавливающий льготы по обеспечению жильем ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в ходе рассмотрения данного дела подлежит применению Федеральный Закон, который не был применен судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса об обоснованности требования, заявленного Вихорь о постановке на очередь для получения жилья и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

           О П Р Е Д Е Л И Л А:

Отменить решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 21 сентября 2011г. и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи коллегии