ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Фалилеева М.Н.
дело № 33-3584 поступило 23 ноября 2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Шагдаровой Т.А.,
судей коллегии Эрхетуевой О.М., Бухтияровой В.А.,
при секретаре Забелиной Т.Т.,
с участием прокурора Дмитриевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 28 ноября 2011 года гражданское делопо заявлению Спасова Б.М. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования «Иволгинский район» об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы МО «Иволгинский район» по кассационной жалобеСпасова Б.М. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2011 г., которым заявление Спасова Б.М.оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи коллегии Бухтияровой В.А., пояснения представителя Спасова Б.М. по доверенности Цыденжапова Г.Ц., Спасова Б.М., представителей избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Акчурина А.Р. и Терехову Т.И., заключение прокурора Дмитриевой Ю.А., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Выборы главы муниципального образования «Иволгинский район» назначены на 4 декабря 2011 г.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Иволгинский район» № 21 от 7 ноября 2011 года Спасову Б.М. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы МО «Иволгинский район» на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта «д» пункта 20 статьи 26 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», то есть в связи с выявленными и признанными недействительными более 10% подписей избирателей из числа представленных для проверки.
Спасов Б.М. обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации его как кандидата на должность главы МО «Иволгинский район», ссылаясь на то, что отказ в регистрации произведен с нарушением норм избирательного законодательства.
Свое заявление Спасов Б.М. мотивировал тем, что территориальная избирательная комиссия Иволгинского района, отказав ему в регистрации в качестве кандидата на выборную должность, тем самым превысила свои полномочия, толкуя расширительно нормы Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку, по его мнению, в статье 24 указанного закона перечислены исчерпывающие основания для отказа в регистрации кандидата на выборную должность, при этом в данной статье отсутствует какой-либо пункт об исключении подписных листов, если выявлены какие-либо нарушения сборщиками подписей, в том числе при неуказании ими субъекта Федерации, района или других сведений. Указал, что при выявлении нарушений избирательная комиссия должна была при наличии сомнения сделать запросы в любой орган государственной власти для уточнения, чего ими не было сделано. Полагает, что отказ дан по формальным основаниям, выявленные нарушения являлись несущественными, не препятствующими однозначному пониманию внесенных в подписные листы сведений.
В судебном заседании Спасов Б.М. и его представитель Цыденжапов Г.Ц. поддержали доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что указание места жительства сборщиками подписей внесено в соответствии с данными их паспорта, в котором отсутствует наименование субъекта Российской Федерации и наименования района, что не может служить основанием для признания подписных листов недействительными.
Представители избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Акчурин А.Р. и Терехова Т.И. возражали против удовлетворения заявления Спасова Б.М., ссылаясь на правомерность отказа избирательной комиссии в регистрации заявителя в соответствии с требованиями ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Районный суд заявление Спасова Б.М. оставил без удовлетворения.
В кассационной жалобе Спасов Б.М. просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, полагает, что суд при вынесении решения не учел, что все документы были приняты избирательной комиссией без замечаний; о дате проведения проверки подписных листов его не извещали, о выявленных недостатках, о несоблюдении им требований закона по оформлению документов он также не был поставлен в известность, что повлекло, по его мнению, нарушение его конституционного права быть избранным на должность главы МО «Иволгинский район».
В заседании судебной коллегии представитель Спасова Б.М. по доверенности Цыденжапов Г.Ц. и Спасов Б.С. кассационную жалобу поддержали, просили отменить решение и обязать избирательную комиссию МО «Иволгинский район» зарегистрировать заявителя в качестве кандидата на должность главы МО «Иволгинский район».
Представители избирательной комиссии Акчурин А.Р. и Терехова Т.И. возражали против доводов жалобы, считали, что решение суда постановлено законно и обоснованно.
Выслушав указанных лиц, прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 указанного закона предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Аналогичная норма содержится в Законе Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» (подпункт «д» пункта 20 статьи 26).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под "адресом места жительства" понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Определении № 1426-О-О от 19.10.2010 г. указал, что исходя из буквального смысла вышеприведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
Согласно пункта 4 статьи 3 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» понятие «адрес места жительства», используемое в настоящем законе, применяется в том же значении, что и в Федеральном законе № 67-ФЗ.
Из представленных суду документов следует, что кандидатом на должность главы муниципального образования Спасовым Б.М. 3 ноября 2011 года в территориальную избирательную комиссию МО «Иволгинский район» были сданы подписные листы с 507 подписями избирателей в его поддержку (при необходимом количестве - 461). 5 ноября 2011 года при проверке указанных подписных листов, находящихся в трех папках на 51 листе, было выявлено и признано недействительными 107 подписей избирателей, то есть, более 10 процентов недействительных подписей от числа представленных для проверки, что явилось основанием для отказа Спасову Б.М. в регистрации в качестве кандидата на выборную должность.
Судом установлено, что в подписных листах при указании адреса места жительства сборщика подписей не указывался субъект Российской Федерации, в некоторых - район, город; выявлены случаи наличия исправлений в листах, не оговоренных надлежащим образом.
Исходя из представленных суду доказательств, суд пришел к выводу о том, отказ в регистрации являлся правомерным, соответствующим требованиям избирательного законодательства. При этом суд указал, что выявленное неточное указание наличия исправлений у двух избирателей в 3 папке является основанием для признания данных подписей действительными, однако указанное обстоятельство не повлияло на общее количество правомерно признанных недействительными подписей.
Вывод суда о том, что неуказание лицом, осуществляющим сбор подписей, в подписном листе в адресе места жительства наименования субъекта Российской Федерации, района, города, наименование органа, выдавшего паспорт, является правильным, судебная коллегия не находит оснований для признания его неверным.
Пунктом 12 статьи 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, они не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не опровергают их, а потому основаниями к отмене решения суда не являются.
Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Нормы Закона Республики Бурятия № 417-III не содержат правил, при наступлении которых подписи избирателей могли быть признаны действительными в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны не в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, автор жалобы указывает на формальное отношение избирательной комиссии к проверке подписных листов, удостоверенных сборщиками ФИО1, ФИО2, ФИО3., ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7., ФИО8.
Однако, как видно из дела, при удостоверении подписного листа ФИО1 не указала свой адрес места жительства (л.д.58), ФИО4 - <...> (л.д.51), ФИО6 - наименование района (л.д.59), ФИО7 - полное наименование органа, выдавшего паспорт или код подразделения (л.д.54), ФИО8 - субъект Российской Федерации, наименование района (л.д.62).
Сборщик ФИО3 при удостоверении подписного листа не указала субъект Российской Федерации, несмотря на то, что в ее паспорте имеется штамп регистрации с указанием субъекта, поэтому она должна была, исходя из требований как Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Республики Бурятия № 417-III, так и Определения Конституционного Суда Российской Федерации № 1426-О-О от 19.10.2010 г. внести сведения об адресе места ее жительства в том виде, как они отражены в паспорте, являющимся в силу п. 1, п. 4 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и наличие у него регистрации по месту жительства.
Сборщиком ФИО2 не указан субъект Российской Федерации, однако исходя из перечисленных выше обстоятельств, признание удостоверенных ею подписей действительными не повлияло, в конечном счете, на обоснованный отказ избирательной комиссии в регистрации Спасова Б.М. в качестве кандидата на выборную должность. Неуказание сборщиком ФИО5 субъекта Российской Федерации также не привело к незаконности отказа избирательной комиссии в регистрации заявителя, поскольку отсутствие в материалах дела ее паспорта с внесенными в него сведениями об адресе места ее жительства не позволило проверить обоснованность признания удостоверенных ею подписей избирателей недействительными, однако при этом общее количество признанных недействительными подписей, даже при условии исключения подписей, удостоверенных ФИО2. и ФИО5, превысило 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, представленных на проверку.
Доводы заявителя и его представителя о том, что при своевременном уведомлении комиссии о выявленных при проверке нарушениях в подписных листах и о возможности представить другие подписные листы также не свидетельствуют о неправильности вывода суда, поскольку нормами избирательного законодательства не предусмотрена возможность внесения каких-либо исправлений, уточнений, дополнений в подписные листы, равно как и их замена.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не являются основанием для отмены правильного по существу решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Шагдарова Т.А.
Судьи Эрхетуева О.М.
Бухтиярова В.А.