Судья Максимов А.А. дело № 33-3552 поступило ... КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 ноября 2011 г. г. Улан-Удэ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего Шагдаровой Т.А., судейколлегии Куницыной Т.Н., Бухтияровой В.А. при секретаре Петруниной Б.Д. с участием прокурора Григорьевой Н.Н. рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлениям Башитова Д.А. об отмене постановлений Избирательной комиссии муниципального образования «Кабанский район» о регистрации кандидатов на должность главы МО «Кабанский район» Бурлакова С.В., Сокольникова А.А. и Савватеева С.В. по кассационным жалобам Башитова Д.А. и Избирательной комиссии МО «Кабанский район» на решение Кабанского районного суда РБ от 07 ноября 2011 г., которым заявления Башитова Д.А. оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя Башитова Д.А. - Дамбаева Ю.Б., представителей Избирательной комиссии МО «Кабанский район» Пестерева А.И., Акчурина А.Р., Бурлакова С.В., его представителя Кореневой О.В., представителей Савватеева С.В. Халтакшиновой В.В. и Новолотского С.Н., представителя Сокольникова А.А. Суранова Р.Г., представителей Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Якимова О.В., Кочериной О.В., проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Решением Совета депутатов МО «Кабанский район» от 07.09.2011 г. назначены выборы главы МО «Кабанский район» на 04.12.2011 г. В качестве кандидатов на должность главы МО «Кабанский район» постановлением Избирательной комиссии муниципального образования № 14 от 19.10.2011 г. зарегистрирован Бурлаков С.В., постановлением № 15 от 19.10.2011 г. - Савватеев С.В., постановлением № 16 от 25.10.2011 г. - Сокольников А.А., постановлением № 18 от 27.10.2011 г. - Башитов Д.А. Башитов Д.А. обратился в суд с заявлениями об отмене постановлений Избирательной комиссии МО о регистрации кандидатов Бурлакова С.В., Савватеева С.В. и Сокольникова А.А., полагая, что их регистрация произведена с нарушением норм избирательного законодательства. Постановление о регистрации кандидата Бурлакова С.В. оспаривается заявителем по тому основанию, что в подписных листах кандидата в адресах места жительства избирателей не указан субъект Российской Федерации и наименование района, в связи с чем все подписи избирателей являются недействительными, что должно было повлечь отказ Избирательной комиссии в регистрации Бурлакова С.В. в качестве кандидата на должность главы МО «Кабанский район». Оспаривая постановление о регистрации кандидата Савватеева С.В., Башитов Д.А. ссылался на то, что этот кандидат был выдвинут Кабанским местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», однако в избирательную комиссию не было представлено решение о создании местного отделения. Решение о выдвижении Савватеева С.В. кандидатом - выписка из протокола конференции Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», подписано не его руководителем - секретарем местного политического совета Якимовым О.В., а заместителем секретаря Суворовым В.Ф. В выписке из протокола указано недопустимое наименование избирательного объединения - Кабанское местное отделение ВПП «Единая Россия», на сайте Избирательной комиссии РБ субъектом выдвижения Савватеева С.В. указано Бурятское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в официальном сообщении Избирательной комиссии в СМИ субъект выдвижения указан как «партия «Единая Россия». Заявление об отмене постановления Избирательной комиссии о регистрации кандидата Сокольникова А.А. мотивировано тем, что кандидат не представил в Избирательную комиссию документ о его принадлежности к Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и статусе в ней, хотя в уведомлении о выдвижении кандидатом указал, что является сторонником данной партии. Кроме того, указав в уведомлении о своей принадлежности к Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и его статусе в ней, Сокольников А.А. не внес эти сведения в подписные листы. В адресе места жительства избирателей в подписных листах кандидата Сокольникова А.А. не указан субъект Российской Федерации - Республика Бурятия. По мнению заявителя, указанные нарушения влекут недействительность подписей в подписных листах в полном объеме, что должно было явиться основанием для отказа Сокольникову А.А. в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования «Кабанский район». Определением суда гражданские дела по заявлениям Башитова Д.А. были объединены в одно производство. В судебном заседании Башитов Д.А. и его представитель Дамбаев Ю.Б. поддержали доводы, изложенные в заявлениях. Дополнительно пояснили, что подписные листы, представленные кандидатом Сокольниковым А.А., не соответствуют форме, утвержденной Приложением 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В его подписных листах полностью указан адрес места жительства кандидата, в то время как в соответствии с утвержденной Федеральным законом формой этого не требуется; указано «Выборы на должность ….», хотя согласно Приложению 6 к ФЗ должно быть указано «Выборы главы ….». Представители Избирательной комиссии МО «Кабанский район» Пестерев А.И. и Кельманова Т.С. признали указанные Башитовым Д.А. нарушения, но ссылались на их несущественность, а также неисполнение Избирательной комиссией обязанности об уведомлении кандидатов о недостатках, лишившее кандидатов возможности исправить эти недостатки. Полагали, что при таких обстоятельствах Избирательная комиссия МО «Кабанский район» не вправе была отказать кандидатам в регистрации. Разрешение вопроса по существу оставили на усмотрение суда. Заинтересованное лицо Зазулин В.И., зарегистрированный в качестве кандидата на должность главы МО, не явился в судебное заседание. Бурлаков С.В. уведомил суд о своем согласии на рассмотрение дела в его отсутствие. Его представитель адвокат Коренева О.В. возражала против удовлетворения заявления Башитова Д.А., ссылалась на то, что адрес места жительства избирателей в подписных листах указан согласно паспортным данным и в соответствии с требованиями Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия». Кроме того, полагала, что неуказание субъекта Российской Федерации и района не относится к числу существенных нарушений, поскольку выборы проходят в пределах одного избирательного округа - Кабанский район, участие в них могут принимать только жители этого района. Савватеев С.В. первоначально присутствовал в судебном заседании, но после перерыва не явился в зал суда. Суд принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие. Представители Савватеева С.В. Новолотский С.Н. и Халтакшинова В.В. просили заявление Башитова Д.А. оставить без удовлетворения. Пояснили, что решение о создании Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» существует, но не было представлено в Избирательную комиссию. Вины Савватеева С.В. в этом нет, поскольку нарушения допущены уполномоченным от избирательного объединения. Считают, что это нарушение не является существенным, поскольку принадлежность кандидата к партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» никем не оспаривается. Требование о подписании выписки из протокола выдвижения секретарем местного политсовета считали неоснованным на законе. В части неверного указания наименования партии в постановлении Избирательной комиссии и в СМИ ссылались на то, что для избирателей очевидно, какая партия имеется ввиду. Также полагали, что со стороны Избирательной комиссии имели место нарушения, выразившиеся в неуведомлении кандидата об имевшихся недостатках, тем самым кандидат был лишен возможности устранить недостатки. Сокольников А.А. в судебном заседании участия не принимал. Его представитель Суранов Р.Г. полагал, что подписные листы кандидата были оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Бурятия. Адреса места жительства избирателей указаны согласно сведениям из паспорта. Поскольку Сокольников А.А. баллотируется как самовыдвиженец, он не должен был указывать о том, что является сторонником партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Кроме того, этих сведений он не скрывал и готов был представить в Избирательную комиссию справку в подтверждение данного факта. Однако члены комиссии сказали, что представление такой справки необязательно. Представители избирательного объединения Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Якимов О.В. и Кочерина О.В. не согласились с доводами заявления. Якимов О.В. пояснил, что он, будучи секретарем местного политсовета, уполномочил заместителя Суворова В.Ф. провести политсовет и подписать протокол выдвижения. Нарушения в части отсутствия решения о создании Кабанского местного отделения партии допущены не им. Кочерина О.В. показала, что она отказала Сокольникову А.А. в выдаче справки о том, что он является сторонником партии, поскольку юрист сказал, что такой документ в Избирательную комиссию предоставлять не нужно. По Савватееву С.В. она выступала уполномоченным представителем Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» при подаче документов о выдвижении в Избирательную комиссию. Из-за отсутствия у них юриста документы готовились юридической службой Бурятского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», поэтому она сдавала только подготовленные документы. Районный суд заявления Башитова Д.А. оставил без удовлетворения. В кассационной жалобе Избирательная комиссия МО «Кабанский район» просит отменить решение суда. Автор жалобы считает, что вывод суда по доводу о недействительности подписей избирателей, в чьем адресе места жительства не указан субъект и район, противоречит требованиям федерального законодательства. Закон не предоставляет возможность разрешения этого вопроса на усмотрение правоприменительного органа. Также не согласен с выводом о несущественности нарушения по несоблюдению кандидатом Сокольниковым А.А. формы подписного листа. Башитов Д.А. в кассационной жалобе просит отменить решение в части оставления без удовлетворения его требований об отмене постановлений о регистрации кандидатов Савватеева С.В. и Сокольникова А.А. В качестве оснований для отмены решения в отношении кандидата Савватеева С.А. заявитель указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. Считает, что факт существования или несуществования местного отделения политической партии не входил в предмет доказывания, поэтому не должен был обсуждаться судом. Не имел значения для суда вопрос, по чьей вине не было представлено в Избирательную комиссию решение о создании избирательного объединения, наличие которого в соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ обязательно. Не соглашаясь с решением, постановленным в отношении кандидата Сокольникова А.А., Башитов Д.А. ссылается на неправильный вывод суда в отношении несоблюдения кандидатом формы подписного листа. Также не согласен с выводом суда о возможности неуказания в подписных листах кандидатом сведений о принадлежности его к партии. Считает, что если кандидат указал такие сведения в заявлении о согласии баллотироваться, то их указание в подписных листах в силу ст. 33 Федерального закона является обязательным. В заседание судебной коллегии Башитов Д.А. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Дамбаев Ю.Б. доводы кассационной жалобы поддержал, просил принять отказ от заявления об отмене постановления Избирательной комиссии муниципального образования «Кабанский район» о регистрации кандидата Бурлакова С.В. и прекратить производство по делу в этой части. Представители Избирательной комиссии МО «Кабанский район» Пестерев А.И. и Акчурин А.Р. также поддержали доводы своей кассационной жалобы, пояснив, что комиссия необоснованно зарегистрировала кандидатов, постановления в отношении которых оспариваются. Согласны с теми нарушениями, которые указаны Башитовым Д.А. в заявлениях, и которые должны были явиться основанием для отказа в регистрации. Бурлаков С.В. и его представитель Коренева О.В. возражали против доводов жалоб, полагали, что у Пестерева А.И. нет полномочий на принесение кассационной жалобы. Савватеев С.В., извещенный о времени и месте слушания дела, в заседание судебной коллегии не явился. Его представители Халтакшинова В.В. и Новолотский С.Н. просили оставить решение суда без изменения, полагая, что судом дана верная оценка всем доводам, приведенным в отношении регистрации кандидата Савватеева С.В. Сокольников А.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Суранов Р.Г. возражал против доводов кассационных жалоб. Представители Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Якимов О.В. и Кочерина О.В. полагали, что указанные заявителем нарушения в отношении кандидата Савватеева С.В. не могли воспрепятствовать его регистрации, чему суд в своем решении дал надлежащую оценку. Заинтересованное лицо Зазулин В.И. выразил письменное согласие на рассмотрение дела в его отсутствие. Выслушав указанных лиц, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим отмене, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены судебного постановления. Отказывая в отмене постановления о регистрации кандидата Бурлакова С.В., суд первой инстанции исходил из того, что неуказание в подписных листах в адресе места жительства избирателей и сборщика подписей субъекта Российской Федерации и наименования района не влекут недействительность подписей избирателей. Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, не противоречащим нормам материального права. В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под "адресом места жительства" понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Конституционный Суд РФ в Определении № 1426-О-О от 19.10.2010 г. указал, что исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Закрепленное п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ положение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан, должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым, приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования. В силу п. 1, п. 4 "Положения о паспорте гражданина Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Поэтому указание адреса места жительства избирателей и сборщиков подписей в подписных листах, в том виде как он указан в паспорте, нельзя расценивать как нарушение норм избирательного права. Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, форма штампа регистрации по месту жительства, содержащая обязательное указание субъекта Российской Федерации и наименования района, установлена Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339. До вступления в действие данного документа штамп регистрации таких сведений не содержал. По указанным обстоятельствам подлежит отклонению довод кассационных жалоб в отношении отмены постановления о регистрации кандидата Сокольникова А.А., в подписных листах которого не во всех случаях в адресе места жительства избирателей и сборщиков подписей содержится указание на субъект Российской Федерации и наименование территориального образования (района). Довод кассационных жалоб о несоответствии формы подписных листов, представленных кандидатом Сокольниковым А.А., приложению 6 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и соответственно недействительности подписей избирателей, несостоятелен. Пунктом 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 6. Пунктом 6 ст. 26 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» определено, что подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 4 и 5 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указывается, кем выдвинут кандидат, фамилия, имя, отчество, дата рождения кандидата, информация о наличии у кандидата гражданства иностранного государства и наименовании иностранного государства, наличии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, место жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. Принимая во внимание, что кандидатом использована не запрещенная законом форма подписного листа, которая содержит все сведения, предусмотренные приложением 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство не может являться основанием для отмены постановления о регистрации кандидата Сокольникова А.А. Указание адреса места жительства в более полном объеме, чем это предусмотрено приложением 6, и указание «Выборы на должность главы….» вместо «Выборы …» не противоречит установленной федеральным законодательством форме подписного листа, поскольку необходимая информация, определенная приложением 6 в подписных листах кандидата Сокольникова А.А. имеется, а запрет на указание более полных сведений закон не содержит. Отсутствие в подписном листе примечания также не свидетельствует о его незаконности, так как в сноске приложения 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ содержится запрет на воспроизведение подстрочников, примечания и сноски в изготовленном подписном листе. Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о необоснованности вывода суда, постановленного в отношении довода Башитова Д.А. о непредоставлении кандидатом Сокольниковым А.А. документа о принадлежности к партии и неуказании этих сведений в подписных листах. Пунктом 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии. В силу п. 9 ст. 37 Закона № 67-ФЗ,если кандидат на должность главы муниципального образования, кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования, сведения о которых содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. Согласно п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации. Кандидат Сокольников А.А. в заявлении о согласии баллотироваться указал, что является сторонником политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Федеральный закон «О политических партиях» не содержит понятия «сторонник партии» и не устанавливает принадлежность лица с подобным положением к политической партии. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не признал нарушением, являющимся препятствием для регистрации Сокольникова А.А. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, отсутствие в подписных листах сведений, указанных им в заявлении о согласии баллотироваться, и правомерно указал на отсутствие у кандидата Сокольникова А.А. обязанности представлять документ, подтверждающий то обстоятельство, что он является сторонником политической партии. Доводы кассационной жалобы в отношении кандидата Савватеева С.В. также не свидетельствуют о незаконности решения суда, не могут являться основанием к его отмене. Автор жалобы считает, что постановление Избирательной комиссии о регистрации кандидата Савватеева С.В. противоречит п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, который устанавливает, что регистрация кандидата осуществляется при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 этого закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата. В силу положений ст. 24 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» при выдвижении кандидатов на должность главы муниципального образования избирательными объединениями уполномоченный представитель избирательного объединения представляет решение о создании избирательного объединения, если выдвинувшее кандидата избирательное объединение не является юридическим лицом. В соответствии с п. 25 ст. 2 и пунктами 1, 2 и 10 ст. 35 Закона № 67-ФЗ кандидаты для участия в выборах могут быть выдвинуты избирательными объединениями, которыми признаются зарегистрированные в установленном порядке политические партии и их региональные отделения. При этом наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. В нарушение указанных норм такое решение о создании Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» при регистрации кандидата Савватеева С.В. представлено не было. Как следует из материалов дела, при регистрации кандидата Савватеева С.В. уполномоченным избирательного объединения было представлено свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Бурятского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Указанный документ был принят избирательной комиссией. Поскольку в подтверждение наименования избирательного объединения был представлен документ, который не мог быть признан надлежаще оформленным, избирательная комиссия в целях устранения выявленных недостатков обязана была совершить действия, предусмотренные п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, то есть, известить, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации, кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. Согласно постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 г. «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» п. 24, подпунктов «б.1», «б.2» п. 25 и подпунктов «з», «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным п.п. «в.1» и (или) «в.2» п. 24, п.п. «б.1» и (или) «б.2» п. 25, п.п. «з» и (или) «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона. С учетом указанной нормы довод Башитова Д.А. обоснованно был оставлен судом первой инстанции без удовлетворения. Что касается довода о подписании выписки из протокола заседания политсовета Кабанского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о выдвижении кандидата ненадлежащим лицом, то суд первой инстанции с достоверностью установил, что у заместителя секретаря местного политического совета Суворова В.Ф. имелись полномочия на подписание этого документа. Пунктом 10 ст. 35 Закона № 67-ФЗ определено, что наименованием избирательного объединения, используемым в избирательных документах, является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения, т.е. наименование, зарегистрированное в установленном порядке. В выписке из протокола заседания политсовета о выдвижении кандидата Савватеева С.В. вместо наименования «Кабанское местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» применено наименование «Кабанское местное отделение ВПП «Единая Россия». Суд первой инстанции, отклоняя довод Башитова Д.А., указал, что это нарушение допущено не по вине кандидата, никоим образом не могло исказить для избирателей сведения о выдвижении Савватеева С.В. от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», структурным подразделением которой является Кабанское местное отделение, поскольку иной партии с наименованием «ВПП «Единая Россия» или «Единая Россия» в РФ не имеется, тождественность наименований по содержанию очевидна. Судебная коллегия с доводами кассационной жалобы в той части, что факт существования местного отделения партии не входил в предмет доказывания и что закон не позволяет правоприменительному органу обсуждать вопрос существенности или несущественности допущенного кандидатом нарушения, согласна. Вместе с тем считает, что оснований для удовлетворения требования об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата Савватеева С.В. по указанному обстоятельству не имеется. Допущенное сокращение и форма написания наименования партии не свидетельствуют о том, что кандидат Савватеев С.В. был выдвинут от другого избирательного объединения. Указанное в выписке наименование избирательного объединения однозначно свидетельствует о выдвижении кандидата от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Кабанского районного суда РБ от 07 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения. Председательствующий Шагдарова Т.А. Судьи Куницына Т.Н. Бухтиярова В.А.