о признании незаконным отказа в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования



     

                                      ВЕРХОВНЫЙ СУД

                                      РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Фалилеева М.Н.                                                                                     

Дело № 33-3618 пост.25.11.2011г.                                                                               

          КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                         

        

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.                                                                                       

судей коллегии Бухтияровой В.А., Эрхетуевой О.М.                                                                                                               

с участием прокурора Григорьевой Н.Н.

при секретаре Забелиной Т.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 28ноября 2011 г.

кассационные представление помощника прокурора Иволгинского района Республики Бурятия и жалобу председателя Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Тереховой Т.И. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2011 г.,                           

которым постановлено:       

Заявление Назарова И.А. удовлетворить. Признать постановление Избирательной комиссии МО «Иволгинский район»№14 от 04.11.2011г. об отказе в регистрации Назарова И.А. в качестве кандидата на должность главы МО «Иволгигский район» незаконным.

Обязать Избирательную комиссию МО «Иволгинский район» зарегистрировать Назарова И.А. в качестве кандидата на должность главы МО «Иволгинский район».

Заслушав доклад судьи Шагдаровой Т.А., выслушав представителей Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» в лице Акчурина А.Р. (по доверенности) и председателя Тереховой Т.И., прокурора Григорьеву Н.Н., поддержавшую доводы кассационного представления, Назарова И.А., его представителя Алексеева Н.Н. (по доверенности), ознакомившись с материалами дела и доводами кассационных представления и жалобы, судебная коллегия     

    у с т а н о в и л а :

       На 04.12.2011г. в Иволгинском районе Республики Бурятия назначены выборы главы муниципального образования «Иволгинский район».

      Постановлением Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» №14 от 04.11.2011г. Назарову И.А. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы МО «Иволгигский район» на том основании, что в документах, поданных 26.10.2011г., отсутствует решение о создании местного отделения политической партии «ЛДПР», а также документ, подтверждающий решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения.

     Не согласившись с этим, Назаров И.А. обратился в суд с заявлением.

      В суде Назаров И.А., его представитель Алексеев Н.Н. заявление поддержали, суду пояснили, что извещение Избирательной комиссии об отсутствии необходимых документов было направлено с нарушением срока, обязанность по представлению документов лежит на уполномоченном представителе избирательного объединения, а не самом кандидате, фактически Ш. была избрана именно уполномоченным представителем, а

не доверенным лицом.

     Представители заинтересованного лица - Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» в лице Акчурина А.Р. (по доверенности) и председателя Тереховой Т.И. полагали заявление не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что выявленные нарушения являются существенными и могут быть самостоятельным основанием для отказа в регистрации.

    Суд постановил вышеуказанное решение.

     В кассационных представлении помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия и жалобе председатель Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Терехова Т.И. ставят вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что решение о создании местного регионального отделения политической партии - ИМО ПП «ЛДПР» должно было быть представлено одновременно со всеми документами кандидата, отсутствовало решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, каковыми не являются доверенные лица, извещение кандидату Назарову И.А. было направлено с соблюдением сроков, 02.11.2011г., закон не разделяет ответственности кандидата и выдвинувшего его избирательного объединения в случае обнаружения нарушений избирательного законодательства.

       Судебная коллегия, выслушав участников процесса, проверив доводы кассационных жалобы и представления, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного законно и обоснованно, в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

    Согласно п.1.1 ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. (ред. от 25.07.2011г. с изм. от 20.10.2011г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее ФЗ) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 3 дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 ст.33 настоящего ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

    Аналогичные требования закона содержатся в п.1.1 ст.26 Закона РБ № 417-111 от 17.09.2003г. «О выборах главы муниципального образования Республики Бурятия».

     По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам РФ реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных или же непредставлением какого-либо документа или документов.

Данная правовая позиция изложена в п. 2.3 определения Конституционного Суда РФ от 01.06.2010г. №784-0-0 по жалобе гр-на Волкова А.Г..

        В силу положений ст. 24 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» при выдвижении кандидатов на должность главы муниципального образования избирательными объединениями уполномоченный представитель избирательного объединения представляет решение о создании избирательного объединения, если выдвинувшее кандидата избирательное объединение не является юридическим лицом. В соответствии с п. 25 ст. 2 и пунктами 1, 2 и 10 ст. 35 Закона № 67-ФЗ кандидаты для участия в выборах могут быть выдвинуты избирательными объединениями, которыми признаются зарегистрированные в установленном порядке политические партии и их региональные отделения. При этом наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании.

Как установил суд, при сдаче в ТИК документов Назарова И.А. не было представлено решение о создании Иволгинского местного отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Однако в пакете документов Назарова И.А. были представлены копии документов, подтверждающих факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, устава избирательного объединения (л.д.40).

Кроме того, как следует из материалов дела, на судебное заседание была представлена выписка из свидетельства о государственной регистрации Бурятского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» с указанием состава Координационного Совета и перечислением 15 созданных до 01.01.2010г. местных отделений БРО ЛДПР, в том числе Иволгинского.

Как следует из объяснений заявителя Назарова И.А. и его представителя, данный документ в качестве подтверждения состоявшегося решения о создании местного отделения БРО ПП «ЛДПР» мог быть представлен в ТИК до 29.10.2011г., однако в этом им было отказано по мотиву того, что дополнительные документы представляться не могут.

Как полагает судебная коллегия, избирательная комиссия в целях устранения выявленных недостатков обязана была совершить действия, предусмотренные п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, то есть, известить, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации, кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.

Согласно постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 г. «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» п. 24, подпунктов «б.1», «б.2» п. 25 и подпунктов «з», «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным п.п. «в.1» и (или) «в.2» п. 24, п.п. «б.1» и (или) «б.2» п. 25, п.п. «з» и (или) «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона.

С учетом указанной нормы довод жалобы председателя Избирательной комиссии и кассационного представления прокурора обоснованно был оставлен судом первой инстанции без удовлетворения.

Судебной коллегией проверен довод жалобы председателя Избирательной комиссии об отсутствии нарушения по сроку извещения кандидата Назарова И.А. об имеющихся нарушениях. С учетом сокращенных избирательных сроков извещение Назарову И.А. от 02.11.2011г. можно было считать своевременным, однако он его фактически получил 03.11.2011г., т.е. за пределами предусмотренного законом срока.

Что касается довода жалобы и представления о том, что отсутствовало решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, каковыми не являются доверенные лица, то суд первой инстанции в этой части также сделал правильный вывод о том, что 21.10.2011г. на собрании Иволгинского местного отделения БРО ЛДПР Ш. фактически была избрана уполномоченным представителем от избирательного объединения, а не доверенным лицом, поскольку именно Ш. сдала 26.10.2011г. документы Назарова И.А в ТИК и ей в этом не было отказано, при чем в расписке члена ИКМО о принятии документов она указана как уполномоченный представитель.

К тому же данный недостаток в протоколе собрания был устранен.

Суд первой инстанции, отклоняя доводы представителей заинтересованного лица, правильно указал, что эти нарушения допущены не по вине кандидата.

Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных представления и жалобы.

Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

        о п р е д е л и л а :

Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационные представление помощника прокурора Иволгинского района РБ и жалобу председателя избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия - без удовлетворения.

Председательствующий:                      Т.А.Шагдарова

Судьи:                                                                     В.А.Бухтиярова

                                                                                О.М.Эрхетуева