РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Судья Пономаренко И.С. дело № 33-3804 пост. 15.12.2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Улан-Удэ 16 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Кротовой Л.М. судей коллегии Бухтияровой В.А., Назимовой П.С. при секретаре Гысылове Т.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Татарниковой А.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании незаконным решения, возложении обязанности по предоставлению субсидии, по кассационной жалобе и.о. Министра социальной защиты населения Республики Бурятия Мериновой А.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 23 ноября 2011 года, которым постановлено: Иск прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Татарниковой А.А. удовлетворить. Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения РБ от 27.07.2011г. в предоставлении Татарниковой А.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств республиканского бюджета. Обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить Татарниковой А.А. безвозмездную жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья за счет средств республиканского бюджета. Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела, выслушав пояснения представителей Министерства социальной защиты населения РБ Бадмаевой Т.Д., Цыбиковой С.Д., Баировой С.В., представителя Министерства финансов РБ Харитоновой Е.В., представителя Администрации г.Улан-Удэ Болошиновой Э.И., прокурора Дмитриевой Ю.А., истица Татарниковой А.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: обращаясь в суд, прокурор Советского района г.Улан-Удэ просил признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения РБ (далее по тексту определения - Минсоцзащиты РБ) в предоставлении Татарниковой А.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств республиканского бюджета и обязать предоставить последней безвозмездную жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья. Требования мотивированы тем, что Татарникова А.А. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Т., в составе семьи которого она с 2004 года состояла в очереди для получения благоустроенного жилья. После смерти ее супруг был снят с учета с 08.04.2009г. Решением суда от 21.01.2011г. Татарникова А.А. была восстановлена в очереди умершего Т. 15.06.2011г. она получила единовременную денежную выплату на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета. Законом РБ от 09 марта 2007 года № 2147-III предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий за счет средств республиканского бюджета гражданам, вставшим на учет до 01.01.2005г., в форме безвозмездной жилищной субсидии. Однако 27.07.2011г. Минсоцзащиты РБ отказало Татарниковой А.А. в выделении средств из республиканского бюджета, что является незаконным. В суд первой инстанции Татарникова А.А. не явилась, ходатайствовала рассмотреть дело в ее отсутствие. Прокурор Стрильчук И.Л. иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Представители ответчика Минсоцзащиты РБ Бадмаева Т.Д. и Цыбикова С.Д. иск не признали. Пояснили, что статус вдовы участника ВОВ Татарникова А.А. приобрела после смерти супруга 28.03.2006г. Поскольку в очереди для получения жилья с 2004 года она состояла, не имея указанного статуса, то право на требуемую субсидию у нее не имеется. Представитель 3-го лица Министерства финансов РБ Харитонова Е.В. оставила разрешение спора на усмотрение суда. Представитель 3-го лица Администрации г.Улан-Удэ в суд не явился. Районный суд постановил вышеприведенное решение. В кассационной жалобе и. о. Министра социальной защиты населения Республики Бурятия Меринова А.А. просит отменить решение суда. Указывает, что положения действующего законодательства предусматривают персональное предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В момент постановки на учет супруга Татарникова А.Ф. (21.04.2004г.) заявительница не имела права на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», так как на тот момент она вдовой не являлась. Такое право на обеспечение жильем у нее возникло после смерти супруга со времени подачи заявления о постановке на учет в орган местного самоуправления. Таким образом, действие Закона РБ от 09 марта 2007 года № 2147-III по получению дополнительных мер социальной поддержки на Татарникову А.А. не распространяется. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» Татарниковой А.А. предоставлена единовременная денежная выплата в сумме <...> тыс. руб. для обеспечения жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры поддержки, общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья. Кроме того, Татарникова А.А. не обращалась в установленном порядке с заявлением для получения безвозмездной субсидии в филиал РГУ «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства. На заседании судебной коллегии представители Минсоцзащиты Бадмаева Т.Д., Цыбикова С.Д. и Баирова С.В. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали. Кроме того, пояснили, что принятие Закона РБ от 09 марта 2007 года № 2147-III обусловлено тем, что суммы федеральной жилищной субсидии было недостаточно для приобретения жилья, так как меры социальной поддержки предоставлялись исходя из общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости жилья. С принятием республиканского Закона и нормативного правового акта г.Улан-Удэ совокупный размер жилищной субсидии исчислялся исходя из общей площади 36 кв.м. Фактически реализация данного Закона завершена, в связи с полным обеспечением жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» исходя из 36 кв.м. общей площади. На вдов, восстановленных органами местного самоуправления после 01.03.2005г. в очередь супругов и получивших единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья из федерального бюджета в полном объеме исходя из 36 кв.м., не распространяется право на дополнительные меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий. Данное право имел сам инвалид ВОВ Т. Таким образом, самостоятельное право на меры социальной поддержки у Татарниковой А.А. возникло после 28.03.2006г., даты смерти супруга. Представитель 3-го лица Министерства финансов РБ Харитонова Е.В. пояснила, что исполнение и контроль по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий за счет средств республиканского бюджета осуществляется Минсоцзащиты РБ. Представитель 3-го лица Администрации г.Улан-Удэ Болошинова Э.И. с доводами кассационной жалобы частично согласилась. Пояснила, что Татарниковой А.А. получена единовременная денежная субсидия из расчета 36 кв.м. Имеются основания для снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Прокурор Дмитриева Ю.А. доводам кассационной жалобы возражала. Пояснила, что после внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в части расчета единовременной денежной выплаты из федерального бюджета исходя из 36 кв.м., каких-либо соответствующих изменений в Закон РБ от 09 марта 2007 года внесено не было. Поэтому на Татарникову А.А. в полной мере распространяются положения данного республиканского Закона. Татарникова А.А. считает, что решение суда является законным и обоснованным. Выслушав участников процесса, изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим мотивам. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоящим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Как видно из материалов дела и установлено судом, 21 апреля 2004 года Т. был принят на очередь для получения благоустроенного жилья по списку инвалидов Великой Отечественной войны с супругой Татарниковой А.А. После смерти (28.03.2006г.) 08 апреля 2009 года решением жилищной комиссии Администрации г.Улан-Удэ Т. с супругой был снят с данного учета. На основании решения Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 января 2011 года на Администрацию г.Улан-Удэ возложена обязанность по восстановлению Татарниковой А.А. в очереди умершего супруга Т. После чего в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» 15 июня 2011 года Татарниковой А.А. было выдано свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета в размере <...> руб. Законом Республики Бурятия от 09 марта 2007 года № 2147-III “О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Республики Бурятия» установлены дополнительные меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий за счет средств республиканского бюджета гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» (статья 1). Согласно статье 3 названного Закона дополнительные меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий предоставляются гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона и получившим свидетельство о предоставлении жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета, в форме безвозмездных жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья за счет средств республиканского бюджета в собственность. Как следует из решения Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 января 2011 года, Администрацией г.Улан-Удэ было допущено нарушение прав Татарниковой А.А. в связи со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях и отказом в восстановлении Татарниковой А.А. в очереди умершего супруга Т. На основании указанного решения суда Татарникова А.А. была восстановлена в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 21 апреля 2004 года, т.е. до 2005 года. По смыслу положений Федерального закона «О ветеранах» вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны, приобретших статус вдовы после 01 марта 2005 года, предусматривается только при условии, что сам инвалид или участник Великой Отечественной войны был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года. Следовательно, с учетом того, что сам Т. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, принимая во внимание, что его вдова Татарникова А.А. была восстановлена в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 21 апреля 2004 года и получила единовременную денежную выплату на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, последняя, как верно указал суд, подпадает под категорию лиц, указанных в статье 1 Закона Республики Бурятия от 09 марта 2007 года № 2147-III, и имеет право на дополнительные меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий за счет средств республиканского бюджета. Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что такое право на обеспечение жильем возникло у Татарниковой А.А. после смерти супруга и приобретения статуса вдовы участника Великой Отечественной войны, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда. Подлежит отклонению ссылка представителей Минсоцзащиты на то, что в настоящее время реализация Закона Республики Бурятия от 09 марта 2007 года № 2147-III завершена в связи с полным обеспечением жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», исходя из 36 кв.м. общей площади жилья В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. На момент принятия Закона Республики Бурятия “О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Республики Бурятия» от 09 марта 2007 года лица, имеющие право на меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», обеспечивались жильем исходя из общей площади 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Республики Бурятия от 09 марта 2007 года № 2147-III размер субсидии определяется исходя из 9 кв.м. общей площади жилья на одного человека из числа граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и размера рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Республике Бурятия, устанавливаемого федеральным законодательством. Федеральным законом от 29 июня 2009 года № 135-ФЗ в абзац 1 подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» были внесены изменения, согласно которым обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета определяется исходя из общей площади жилья в 36 кв.м. Вместе с тем после вступления в силу вышеприведенного Федерального закона от 29 июня 2009 года № 135-ФЗ каких-либо изменений в Закон Республики Бурятия в части установления размера безвозмездной жилищной субсидии за счет средств республиканского бюджета не вносилось. При этом дополнительные меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий, установленные Законом РБ от 09 марта 2007 года № 2147-III, являются расходными обязательствами Республики Бурятия, принятыми в рамках положений статьи 10 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора положения названного Закона Республики Бурятия не были признаны утратившими силу, то они подлежат применению в отношении всех граждан, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, в том числе в отношении Татарниковой А.А., нуждающейся в улучшении жилищных условий. Получение Татарниковой А.А. единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета в размере <...> руб. (исходя из 36 кв.м.) не свидетельствует об отсутствии у нее права на получение безвозмездной жилищной субсидии за счет средств республиканского бюджета, поскольку прямое указание на такое ограничение действующее законодательство не содержит. Кроме того, допущенное нарушение прав Татарниковой А.А. на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем из средств республиканского бюджета также связано с незаконным снятием Администрацией г.Улан-Удэ с учета нуждающихся в жилых помещениях и отказом в восстановлении Татарниковой А.А. в очереди умершего супруга Т. Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора у суда первой инстанции не имелось. Доводы жалобы о том, что Татарникова А.А. не обращалась для получения безвозмездной субсидии в филиал РГУ «Центр социальной поддержки населения», не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе ответчика, не могут являться основаниями к отмене решения суда. При разрешении спора суд правильно применил нормы материального права, верно, определил юридически значимые для дела обстоятельства. Руководствуясь ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Л.М. Кротова Судьи: В.А. Бухтиярова П.С. Назимова