о признании незаконным решения сессии Совета депутатов от 11.20.2011 о назначении конкурса на должность главы местной Администрации



     

                                            ВЕРХОВНЫЙ СУД

                                      РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

дело №33-3948                                                                                                   поступило 26.12.2011

судья Захаров Е.И.

            

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                            23 января 2012 года       

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Пащенко Н.В. судей Семенова Б.С. и Эрхетуевой О.М.,

при секретаре Мижитовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добханова А.Н. к районному Совету депутатов муниципального образования «Муйский район», конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя Администрации муниципального образования «Муйский район»

о признании незаконным решения сессии Совета депутатов от 11.10.2011 о назначении конкурса на замещение должности главы местной администрации

по кассационной жалобе Добханова А.Н. на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 23 ноября 2011 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., ознакомившись с материалами дела, доводами кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в Муйский районный суд Республики Бурятия, Добханов А.Н. просил признать незаконным решение сессии Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» ... от 11 октября 2011 года.

В обоснование требования указывал, что обжалуемым решением принято решение о назначении конкурса на замещение должности руководителя Администрации МО «Муйский район» на 3 ноября 2011 года, чем нарушены его трудовые права как лица, временно замещающего указанную должность. При этом ссылался на нарушение ответчиками положений ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также ч.2 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В суде первой инстанции Добханов А.Н. требования поддержал, против их удовлетворения возражал представитель районного Совета депутатов МО «Муйский район» Козлов М.В.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя Администрации муниципального образования «Муйский район», надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.

На решение Муйского районного суда Республики Бурятия, которым заявление оставлено без удовлетворения, Добхановым А.Н. подана кассационная жалоба, в которой он просит решение отменить и вернуть дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда о соответствии      решения сессии требованиям части 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» о том, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Суд не учел, что до окончания срока полномочий представительного органа, принявшего оспариваемое им решение, истекает менее чем через два года, что делает невозможным заключение контракта с новым главой на срок не менее два года. Также кассационная жалоба содержит доводы о том, что судом допущены нарушения процессуального характера, влекущие отмену решения.

Заявитель Добхонов А.Н. и представитель Муйского районного Совета депутатов, будучи извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание кассационной не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Представитель комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя Администрации МО «Муйский район», будучи надлежащим образом, извещен о месте и времени рассмотрения дела по жалобе в судебное заседание кассационной инстанции не явился, ходатайств об отложении слушания дела на другой срок от указанного лица не поступало. Судебная коллегия не располагает сведениями об уважительности неявки представителя в судебное заседание и находит возможным, рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с правилами ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

При этом как установлено ст. 255 этого же Кодекса к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, предметом судебной проверки по настоящему гражданскому делу являлось принятие оспариваемого Добхоновым решения компетентным органом, соответствие его требованиям действующего законодательства, а также, не нарушены ли в результате принятия такого решения прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Решением Совета депутатов МО «Муйский район» ... от 07.11.2008 принято Положение о конкурсной комиссии и о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации муниципального образования «Муйский район». Пунктом 2.1 Положения определено, что решение вопроса о назначении конкурса на замещении должности главы администрации Муйского района Республики Бурятия относится к компетенции районного совета депутатов муниципального образования.

Таким образом, установлено, что оспариваемое Добхоновым А.Н. решение сессии районного Совета депутатов от 11.10.2011 принято уполномоченным на то органом в пределах установленной     компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией РФ. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет

Приведенная норма закона, на нарушение которой ссылался заявитель в суде первой инстанции и настаивает в кассационной жалобе, регламентирует минимальный и максимальный сроки срок полномочий перечисленных в статье органов, что к существу разрешенного судом первой инстанции дела, не связанного со сроками полномочий таких органов, отношения не имеет.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 24 Закона Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия».

Пунктом 3 статьи 25 Устава муниципального образования «Муйский район» также определено, что контракт с руководителем администрации заключается на срок полномочий Совета депутатов принявшего решение о назначении лица на должность руководителя администрации (до дня начала работы Совета депутатов нового созыва), но не менее чем на два года.

По мнению заявителя кассационной жалобы, указанные положения действующего законодательства, а также устава муниципального образования не допускают назначение конкурса на замещение главы местной администрации, в случае если до истечения срока полномочий представительного органа осталось менее двух лет.

Однако анализ приведенных норм свидетельствует о том, что, прямого запрета или какого-либо иного ограничения     при решении представительным органом муниципального образования такого вопроса они не содержат.

Кроме того, отсутствуют основания полагать, что в результате вынесения сессией районного Совета депутатов 11.10.2011 решения о назначении конкурса на замещение должности главы местной администрации на 03.11.2011 были нарушены права и охраняемые законом интересы Добханова А.Н.

Распоряжением ... от 18.08.2011 главы муниципального образования «Муйский район» Добханов назначен исполняющим обязанности руководителя администрации временно до проведения конкурса на замещение этой должности. Из чего следует, что строк полномочий Добханова по замещаемой должности      определен и, при наступлении события указанного в распоряжении      отношения с ним будут прекращены.

В соответствии с частью 4 стати 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права и свободы гражданина не были нарушены, что было и сделано судом первой инстанции.

Доводы жалобы о не исследованности судом первой инстанции наличия спора о праве несостоятельны, поскольку никакого спора о правах Добхановым не заявлено, оспариваемым им решением органа местного самоуправления его права и интересы ни как гражданина, ни как лица временно исполняющего обязанности главы местной администрации не затронуты.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Добхановым требований является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

                                           О П Р Е Д Е Л И Л А:

       Решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 23.11.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Добхонова А.Н.- без удовлетворения.

         Председательствующий:                                                     Н.В. Пащенко

         Судьи:                                                                                   Б.С. Семенов

                                                                                                        О.М. Эрхетуева