КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 1 июля 2010 г.
Судебная коллегия по уголовным делам Республики Башкортостан Верховного Суда
в составе председательствующего Мугиновой Р.М.,
судей Фомина Ю. А. и Якупова Р.Р.,
при секретаре Марцинюк Л.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Ибраева А.Ф. на приговор Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 апреля 2010 года, которым
Ибраев Азат Фаилович, Дата обезличена, судимый: - 1.03.2006 г. по ч.3 ст. 158, ст. 73 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года,
- 12.07.2007 г. по ст.119, ст.70 УК РФ к 2 годам лишения свободы,
- 14.10.2009 г. по ч.1 ст. 111 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы,
осужден по ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Фомина Ю.А., мнение прокурора Кархалева Н.Н. о законности приговора, объяснения адвоката Сиражетдинова Ф.З. и Ибраева А.Ф., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибраев признан виновным в умышленном причинении своей сожительнице Б. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей, путем нанесения ей множественных ударов руками и ногами по различным частям тела, в том числе и в область живота.
Преступление совершено 14 августа 2009 г. в городе Уфа при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Ибраев вину не признал.
В кассационной жалобе он просит отменить приговор, указав, что суд необоснованно учел показания Вл., данных им в ходе следствия, и отказавшегося от них в судебном заседании; показания В. и И. противоречат друг другу; факт нанесения ударов потерпевшей, никем, кроме него не подтверждаются; потерпевшей нанес лишь один неосознанный удар в область груди; следователем и адвокатом право на возможность его присутствия при судебно-медицинской экспертизе не разъяснялось; суд отказал в допросе эксперта; побои были получены потерпевшей за 10-12 дней до смерти, хотя в заключении сказано о сутках; в деле не имеется футболки потерпевшей; не установлено время, место, мотив и цель преступления. Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает приговор законным и обоснованным.
Вывод суда о виновности Ибраева в совершении преступления в отношении Б. при обстоятельствах, изложенных в приговоре, основан на доказательствах, исследованных в судебном заседании всесторонне, полно и объективно.
Утверждения Ибраева о необоснованности предъявленного обвинения по ч.4 ст.111 УК РФ, содержащиеся в его кассационной жалобе, опровергаются материалами уголовного дела.
Свидетель Вл. в ходе предварительного следствия показал, что Ибраев, сожительствуя с Б. часто на почве ревности избивал ее, а 14.08.2009 г. проснулся от криков Б., которая кричала «Вл., помоги пожалуйста», а затем он увидел, как на кухне Ибраев наносил Б. руками и ногами удары в грудь, живот и другим частям тела, при этом угрожая убить ее. В связи с тем, что Вл. показавший суду о том, что ничего не видел и не слышал, изменил свои показания, суд в полном соответствии со ст. 281 УПК РФ исследовал его показания, данные в ходе предварительного следствия, дал им оценку, как того требуют ст. ст. 87 и 88 УПК РФ, и сослался на часть сообщенных им данных в обоснование своего вывода о совершенном Ибраевым преступлении.
Из оглашенных в соответствии со ст. 281 УПК РФ показаний В. следует, что он проснулся от криков Б. просившей Ибраева успокоиться, при этом были слышны характерные для избиения звуки.
Свидетель И. показала, что Ибраев в состоянии алкогольного опьянения часто избивал Б., а 14.08.2009 г. видела лежавшую на полу Б. которой Ибраев делал массаж сердца.
Судебная коллегия оценку, данную судом показаниям указанных лиц, как достоверным, находит правильной, поскольку, эти показания, не противоречат друг другу и согласуются с другими имеющимися в деле объективными доказательствами.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта, у Б. были обнаружены телесные повреждения в виде закрытой травмы живота, разрыва брызжейки тонкого кишечника, которые оцениваются, как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоят в прямой причинной связи со смертью; а также повреждения в виде раны, кровоподтеков лица, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей, ссадин, как вред здоровью не оценивающиеся.
Кроме того, и сам Ибраев в судебном заседании не отрицал того, что после сообщения Б. о беременности, он разозлился, ударил ее по животу и несколько раз по лицу.
Анализ приведенных выше и других имеющихся в деле доказательств, надлежащая оценка которым дана в приговоре, свидетельствует о том, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно квалифицировал действия Ибраева по ч. 4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей.
Доводы кассационной жалобы нельзя признать обоснованными по вышеприведенным и следующим основаниям.
Выводы суда мотивированы и основаны на всесторонне, полно и объективно проверенных доказательствах, собранных с соблюдением процессуальных норм и не вызывающих сомнение, при этом в приговоре приведены мотивы, почему одни доказательства по делу признаны судом правдивыми, а другие отвергнуты.
Об умысле Ибраева на причинение тяжкого вреда здоровью свидетельствует нанесение им Б. на почве личных неприязненных отношений, множественных ударов руками и ногами по различным частям тела, в том числе и по жизненно-важному органу – животу.
Каких-либо нарушений требований ст. 307 УПК РФ судом при изложении приговора, не допущено.
Показания Вл. и В. данные им в ходе предварительного следствия каких-либо противоречий, способных повлиять на установление фактических обстоятельств по делу, не содержат.
Каких-либо ходатайств от Ибраева и его адвоката при ознакомлении с постановлением о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа Байгужиной, не поступило.
Само заключение судебно-медицинской экспертизы каких-либо противоречий не содержит и в своей объективности сомнений не вызывает, и, поэтому, решение суда об отказе в допросе эксперта, является вполне обоснованным.
В ходе предварительного следствия произведена выемка бюстгальтера и платья потерпевшей, имеющими следы крови, происхождение которой возможно от самой потерпевшей, и довод осужденного в обосновании своей невиновности, об отсутствии в материалах дела футболки потерпевшей, является неубедительным.
Как видно из материалов дела, органами предварительного следствия при производстве предварительного расследования и судом при рассмотрении дела каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, допущено не было, настоящее дело расследовано и рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Кроме того, как следует из протокола судебного заседания, доводы Ибраева, в том числе об изменении показаний Вл., применении недозволенных методов ведения следствия, количестве ударов, тщательно проверялись судом, но не подтвердились. Поэтому, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в приговоре.
Наказание Ибраеву назначено в соответствии со ст. 60, ст. 62 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, смягчающих наказание обстоятельств, приведенных в приговоре, и является справедливым.
При этом суд привел убедительные мотивы назначения Ибраеву наказания, связанного с изоляцией от общества, обоснованно указав об отсутствии оснований для применения ст. 64, ст.73 УК РФ.
Таким образом, оснований для отмены приговора по доводам кассационной жалобы, в том числе и в части смягчения назначенного наказания, не имеется.
Руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 апреля 2010 года в отношении Ибраева Азата Фаиловича оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующая п/п Судьи: п/п
...